Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[10/09/2022] Алексей спрашивает:

Батюшка, отец Рафаил, подскажите, как научиться трезвению? И как выдержать ту горечь, которую оно приносит, когда вижу насколько я в плохой и тяжелой духовной ситуации? Я много лет плыву по течению в каком-то трансе, забиваю все свободное время фильмами и бездельем, чтобы только не сталкиваться с самим собой. Моменты трезвения для меня становятся просто невыносимыми, может быть еще и из-за гордыни - осознаю, что много лет упущено зря и что в настоящее время у меня толком нет сил для реальной духовной жизни. Нападает уныние и отчаяние и хочется зарыться еще глубже во всю мою мирскую суету - лишь бы не встретиться с реальным собой.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей!
Первородный грех генетически передается и присутствует в каждом человеке. После искупительной жертвы Христа Спасителя демон потерял власть над человеком, но у него осталась возможность обманывать и искушать его. Из повелителя он сделался искусителем и нам необходимо помнить, какими способами он обольщает человека.

Перед совершением греха у человека есть еще возможность сделать выбор между добром и злом. Но в это время, когда грех еще не совершен, диавол начинает внушать человеку, что грех по природе свойствен ему, что грех легко изглаживается и уничтожается через покаяние; то есть грех, хотя и остается змеей, но с выдернутым ядовитым зубом, и его укус не опасен.

Если человек примет это обольщение и совершит грех, то диавол начинает внушать ему уже противоположное, а именно: что грех – вечная потеря Бога, что покаяние мучительно и оно может продолжаться годами, что возвращение к Богу проблематично. Тогда человек, лишаясь надежды, представляет Бога как карающую силу и он начинает роптать, что Бог допустил его падение, а затем отвергнул его от Себя. Такое уныние – порождение гордости; человек возмущается не тем, что он ради кратковременной страсти изменил Богу, а тем, что, будучи таким достойным в своем представлении, неожиданно пал.

Демон, искушая человека, говорит всегда противоположное. Когда он внушает человеку мысль – согреши, а потом встань и иди к Богу – надо вспомнить, что многие после падения не смогли встать, а опускались все ниже и ниже в тину греха. А когда демон после падения человека внушает ему, что тот живым пойдет в ад, надо сказать: «Раз Бог продолжил мою жизнь, значит Он примет мое покаяние, как бы тяжело и трудно оно для меня не было».

Бог есть любовь, которая может вырвать душу из пасти диавола, если человек всем сердцем захочет снова вернуться к Богу. Если смерть застанет грешника во время покаяния, то Бог будет судить его по состоянию сердца. Вначале покаяние будет для души подобно мукам рождения, но затем оно будет постепенно сменяться духовной радостью.

Чтобы отразить удары демона против души, чтобы разорвать сеть, в которую попал человек, надо стараться приобрести благодать Божию, надо воевать с демоном тем оружием, которое не имеет злой дух, а именно: приобретать смирение. Надо упражняться в Иисусовой молитве, произносить ее как можно внимательнее и обращать особое внимание на последние слова «…мя грешнаго», как бы делая на них ударение. Надо в каждом человеке видеть образ Божий, хоть и затемненный грехами, но подобный золоту, упавшему в грязь, которое из-за этого не теряет своей ценности.

Трезвение относиться к эмоциональной области души человека. Жизнь по страстям – это пьянство, затемняющее и загрязняющее душу. А трезвение – это очищение чувств от страстей.

До трезвения необходим подвиг бдения. Наш рассудок пребывает как бы во сне среди забот и событий земной жизни. Пробуждение – это память о неизбежной смерти, суда Божиего и нашей вечной участи. Сначала идет бдение, а затем трезвение, как отклик на него.

Не надо убегать от самого себя и бояться видеть бездну своего падения. Если гнойник скрывается в глубине тела, то он отравляет всю кровь. А если его вскрыть, то гной выйдет наружи и человек будет спасен.

При состоянии уныния надо помнить, что человеческий грех ограничен, а милосердие Божие бесконечно и безгранично.
Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили