Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[02/08/2022] священник Александр спрашивает:
Добрый день, дорогой Батюшка!
Хотел бы спросить Вас, как вы относитесь к пастырской работе с прихожанами с помощью такого инструмента, как списки грехов, составленные по заповедям, или по страстям, как, например, предложено у свт. Игнатия. Насколько с Вашей точки зрения может быть полезна работа с такими списками для диагностики духовного состояния человека и выявления духовных проблем, чтобы начать с ними работать? Полезно ли обращаться к таким спискам для контроля текущей духовной жизни или, например, только для подготовки к генеральной Исповеди? Считаете ли Вы допустимым для пастырской работы составлять свои примерные списки наиболее распространенных грехов, включая туда проявления страстей, характерные для современного общества? Может ли такая работа помочь Покаянию и борьбе со страстями? Дорогой Батюшка, сегодня многие дискредитируют списки грехов, справедливо указывая на неправильное их использование, когда истинное Покаяние подменяется отчетом о "проделанных" грехах. Поэтому хочу обратиться к Вашему многолетнему пастырскому опыту и совету.
С уважением и благодарностью, священник Александр.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Александр!
Общий список грехов и страстей не может заменить индивидуальной исповеди. Однако может помочь человеку в его самоанализе. Есть пословица: «У кого что болит – о том говорит». Надо, чтобы упоминание о грехах не заменило бы покаяния – как суда человека над самим собой. Надо дать возможность самому человеку выразить на исповеди свою боль и раскаяние, а потом дать ему список грехов, как напоминание о тех греха, которые он мог забыть. Священник также должен стараться интуитивно понять, как бы увидеть душу исповедующего, что является отчасти врожденным талантом, а отчасти достигается опытом.
В этом отношении труды священника имеют сходство с трудами врача. Если врач будет читать своим пациентам признаки различных болезней, то может сбить их с толку. Надо остерегаться, чтобы согласие на список общих грехов не заменило бы личного покаяния, а машинальное подтверждение «я грешен во всем» не заменило бы живой исповеди. Только о мысленных грехах можно говорить в общем, а если человек имел несчастье совершить смертный грех, то он должен не только назвать его, но и сказать об обстоятельствах, отягчающих этот грех, при этом, не упоминая лиц, участвующих в этом грехе.
Помоги вам Господи.
Прошу ваших молитв.
|