Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[27/08/2022] Р.Б.Марина спрашивает:

Отец Рафаил, благословите!
Что такое смирение в наше время, для современного человека? С чего оно начинается?
Спаси Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Марина!
Смирение – это добродетель, противоположное греху гордости. Оно начинается с умения видеть свои пороки и недостатки, и вместе с тем добродетели и достоинства других людей. Есть два вида смирения: перед людьми и перед Богом. Смирение перед людьми начинается с неосуждения тех, кого раньше гордость третировала и унижала. После обуздания я зыка следующий этап – это смирение в мыслях, уважение человека, кто бы он ни был, как образа и подобия Божия, образно говоря, как тени Бога на земле. Здесь важно помнить, что Господь через Свою заповедь о любви принимает все сделанное для человека как для Самого Себя.

Второй вид смирения – это смирение перед Богом, убеждение, что без Бога сами по себе мы не можем сделать ничего доброго; более того, без Бога мы не можем вообще существовать. Это смирение начинается со страха перед Богом, а затем этот страх переходит в благоговение и человек начинает искать не удовлетворение своих скоропреходящих страстей, а исполнение воли Божией, которое начинается на земле, а по смерти переходит в единение с Богом через его Божественный свет. Без смирения невозможен мир в душе. Гордый всегда волнуется, всегда недоволен, всегда ожидает от людей получить удары неблагодарности и зло.

Гордый хочет быть в центре внимания других, когда не получает этого, то смотрит на людей, как на слепых и неблагодарных существ. Смиренный находится под воздействием благодати Божией. Он знает, что не будет оставлен Богом; он спокоен за прошлое, зная, что Бог через покаяние простит и очистит его. Он спокоен за будущее, так как помнит, что Бог не оставлял его и никогда не оставит, если только он сам не оставит Бога и не отвергнет Его помощи. Смиренный ищет правды, как условие богообщения; но эту правду он соединяет с любовью. Он не льстит человеку, потому что в лести – обман и близорукий прагматизм; но он остерегается оскорбить человека, зная, что человек мало-чем умален от ангелов.

Смирение связано с жертвенностью и в этом случае примером смирения является Сам Господь, Который принял человеческую плоть, сошел с небес на землю, чтобы будучи невинным искупить виновных и заменить их Собой.

Вначале человеку трудно смирять себя. С ним борются три исполина: дух мира, отличающийся от духа Евангелия; демонический мир – мир крылатых змей и диковинных зверей, дух непроницаемой тьмы и непримиримой злобы к человеку. И третий исполин – это первородный грех, живущий в человеке от самого зачатия, который проявляется через человеческие страсти, через стремление к плотским наслаждениям, через забвение смерти, которая является неизбежным концом земного существования и рождением в вечное бытие.

Постепенно упражняясь в смирении, человек начинает понимать, что истинная жизнь требует непрестанной смерти для лже-жизни, как падения в бездну, где нет ни света, ни дна.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили