Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[22/08/2022] Давид спрашивает:
Благословите, Отче!
1. Услышал мнение одного старца о том, что святоотеческое изречение «не жалей о том, что прошло» касается и исповеданых грехов. Правильно ли это? Ведь Апостол Петр и пророк Давид всю жизнь оплакивали давно прощенный грех. Мне кажется, например, что у меня недостаточно оплаканы грехи, которых считаю причиной (не прямой) замерших беременностей жены. Я писал Вам раньше об этом (http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6629/index.html). Вспоминая, как плакали мои дочки, узнав о замершей беременности их матери, у меня сердце разрывается. Хотя Господь внутренне утешает нас, но иногда грусть сильно давит, и мне не понятно, как возможно кроме как посредством постоянного чувства покаяния избавиться от этой грусти? Неужели нужно просто не думать обо всем этом?
2. Включает ли в себе заповеданное Отцами постоянное чувство покаяния и собственного недостоинства память о своих конкретных грехах?
С уважением, Давид
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид!
1. Прощенный грех иногда по инерции оставляет следы в душе человека. Поэтому последующее покаяние в нем должно служить исцелению души и возвращению потерянной благодати. Но бывает и следующее. Человек не полностью исповедовал свой грех или оправдывал себя, или же говорил заведомо кратко и грех оставался пребывать в его душе. Поэтому надо повторить таинство исповеди снова и более полно, чем первый раз.
2. Покаяние – это суд над собой, прежде общего суда. Оно включает в себе чувство собственного недостоинства. Иногда недовольство собой, кажущееся покаянием, происходит от гордости. Иногда демон под видом покаяния наводит уныние на человека. Поэтому в вашем конкретном случае, советую вам поверить, что Господь простил вас и больше не думать о случившемся.
Помоги вам Господи.
|