Вопросы и ответы: О молитве
[04/08/2022] Феофания спрашивает:
Дорогой и досточтимый отец Рафаил!
Радостно, что вновь можно задать Вам вопрос! Всегда ценю эту возможность...
А вопрос у меня такой:
Живя в миру, порой бывает трудно определить меру молитв (не только утренних и вечерних) и меру повседневных дел, которые зачастую нарастают, как "снежный ком". Как не осуетиться, не утонуть в этом море "житейских проблем"? Ведь, даже получая удовлетворение от успешного их разрешения, порой осознаешь, что за часть "дел" можно было не браться совсем. А силы были потрачены зря, и на полноценную молитву их уже не осталось! Можно ли научиться определять меру повседневных дел и отсекать лишнее, чтобы не окрадывать себя в отношении молитвы?
С глубоким почтением и пожеланиями здравия, радости о Господе и Его помощи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Феофания!
Молитва – это высшая форма общения не только между человеческой душой и Богом, но также между людьми, потому что при молитве в невидимом поле общения действует благодать Божия и молитва за людей становится действенным помощью им. Молитва охватывает не только современное нам человечество, но и мир усопших, для которых молитва нужна, как голодному пища. Оскудение молитвы – признак того, то мы слишком полагаемся на свои личные человеческие силы: ум, знания, проницательность логику, и т.д. А когда человек отдает беседам и мирским делам значительную часть времени, то душа, отчужденная от общения с Богом, духовно охладевает, как бы дичает, и покрывается чернотой забвения.
Только стяжав молитву в своем сердце, человек может оказать действенную помощь другим. Иисусова молитва, совершаемая в сердце, может дать человеку более глубокую мудрость, чем чтение душеполезных книг.
Необходимо учиться отсекать лишнее и ненужное, не говоря о греховном и страстном, чтобы душа могла воспринять невидимый, но живоносный свет Божества.
Помоги вам Господи.
|