Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[30/07/2022] Димитрий спрашивает:

Ваше Высокопреподобие,
очень часто в церковных и домашних молитвах мы обращаемся к душе, как к совершенно самостоятельной, отдельной от нас личности: например, спрашиваем её "сего ли восхотела еси?", предлагаем "помыслить горький час смерти", настаиваем "восстани, что спиши!". Чем дальше, тем чаще задумываюсь о том, не стоит ли за этим что-то большее, чем просто особенности церковной гимнографии... Подскажите, пожалуйста, что Вы думаете по этому поводу?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий!
Гимногорафия – это вид священной поэзии, которая имеет свои особенности. В гимнографии употребляются сравнения, синекдоха, примеры и т.д. Но для гимнографии необходимо сосредоточение ума на словах молитвы, в отличие от светской поэзии, где главное – удовлетворение эмоций. Поэтому в гимнографии присутствует определенный устойчивый подбор средств речевого изображения. Кроме того, гимнография – это обращенность к Божеству, то есть к Тайне тайн. Поэтому язык гимнографии символичен и раскрывается по мере духовного состояния и восхождения человека; она одновременно скрывает и открывает: чтобы слишком яркий свет не ослепил глаза и чтобы ослабленный свет не оставил бы душу в полумраке. Если человек будет стараться исполнять евангельские заповеди и молиться внимательно, то в знакомых словах молитвы ему будет открываться все новое и неизведанное.

Вопрос заданный вами относится не к гимнографии, а к антропологии. Могу отметить, что человек как личность, представляет собой монаду – единство, а по природе он диадичен – двоичен, так как содержит в себе душу и тело, при этом душа является основой и принципом живого человека. Когда по смерти душа разлучается с телом, то тело подлежит тлению и уничтожению.

Печальным примером заумствования представляет собой философствование Павла Флоренского, который разделял душу от духа, и духу человека приписывал божественные свойства. При этом он полагал, что со смертью человека упразднятся его душа и тело, но останется нетронутым божественный дух. Этим он хотел доказать лжеучение о спасении – разновидность пантеизма.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили