Вопросы и ответы: О семейной жизни
[08/07/2021] Дмитрий спрашивает:
Здравствуйте, уважаемый отец Рафаил.
Хотел бы задать Вашему высокопреподобию вопрос про воспитание.
Библия учит : "Бойся отца своего и матерь свою". Также про воспитание ребенка: нагибай ему выю, не давай воли. В то же время, когда воспитание приводит к казарменному стилю, когда, по Вашему выражению, ребенок все время озирается, как бы не получить удар хлыста, вырастают (могут вырасти) трусы, лицемеры. Не получается ли, что Библия поощряет чисто человеческий страх к родителям? По-моему, в толковании Феофилакта Болгарского на слова о страхе рабов перед господами особо подчеркивалось, что апостол поощряет всякий страх, в т.ч. животный. Но ведь от такого страха люди не становятся лучше...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий!
Пятая заповедь говорит: «Чти отца и матерь свою», а вовсе не о рабском или животном страхе к ним. Надо сказать, что грех, живущий в нас, так же не хочет нашего исправления, и под его влиянием человек начинает искать противоречия в Священном Писании для того, чтобы внутренне не подчиниться ему и под видом непонимания, самому не исполнять воли Божией.
Всякая крайность – от бесов; а средний путь у святых отцов называется «золотым путем». Воспитать ребенка не значит отнять у него волю, сделать его рабом своих родителей, а указывать ребенку на дурные последствия его страстных, неразумных поступков. Надо наказывать человека не за его ошибки, а за сознательное непослушание и безудержное своеволие. К сожалению, родители часто срывают свои обиды и зло на ребенке, в результате чего тот теряет различие между хорошим и плохим, и старается не исправиться, а только избежать наказания.
С другой стороны, не воспитывать ребенка и допускать все, что он хочет, – это отдать его на съедение темным силам, и часто жертвами такой распущенности являются сами родители. Ребенок начинает требовать от них как от должников всё, что придет ему в голову. Есть восточная пословица: «Распустить ребенка так же жестоко, как выгнать его на улицу».
Разумное воспитание ребенка со стороны родителей, должно включить и самовоспитание: что они требуют от ребенка, то должны они требовать от себя, и учить ребенка не только словами, а, прежде всего, примером собственной жизни.
Не надо ребенка заставлять насильно молиться, а объяснять ему и предупреждать, какое зло может постигнуть его, если забудет о Боге, какой невидимый противник Бога сделает его, в конце концов, своей добычей.
Если человек начнет воспитание с самого себя, то Господь вразумит его, как воспитать ребенка и что говорить ему. Во всех случаях, родители должны молиться о духовном, а затем о душевном и телесном благополучии своих детей.
Почитание родителей должно начаться у детей с благодарностью к родителям за их труды, которые они положили на него, начиная со дня рождения.
Надо помнить, что грех генетически живет в человеке, в том числе малом ребенке. Поэтому разумное наказание, цель которого исправить, а не напугать ребенка, в некоторых случаях бывает необходимым, но при этом, ребенок должен понимать за что его наказывают и что от него требуют. Наказание должно быть основано на правде и справедливости.
|