Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[11/07/2021] сергей спрашивает:
Ваше Высокопреподобие, благословите!
К сожалению, я так и не понял вашего ответа на свой предыдущий вопрос:"Как вести себя верующему человеку, осознающему нравственный упадок в обществе и Церкви?" Смириться со злом, преклонить голову перед очевидным нежеланием части иерархов встать на защиту христианских моральных устоев и традиций, или открыто обличать отступление от догматических канонов и постановлений? Ведь и вы, в своих изумительных по силе слова работах, смело обличали того же Осипова, ничуть не смущаясь его профессорского статуса и авторитета. И как понимать тогда изречение св. Афанасия Великого: "Знай, что мы должны служить не времени, а Богу?" Ведь наши молчанием предается Бог...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей!
Разумеется, что человек, дорожащий чистотой православной веры, как непременным условием вечного спасения, не может оставаться равнодушным и безразличным, когда вера из-за модернистских переделок и искажений извращается и искажается, а человек вследствие этого лишается света благодати. Псалмопевец пишет: «Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих».
Первая ступень борьбы с духовным злом – это неучастие в нем. Чтобы бороться за Православие нужно самому стать православным. Это значит включиться в жизнь Церкви: в ее богослужение, устав, праздники, посты, ее постановления и канонику. Затем, а вернее, параллельно с этим, нужно стяжать внутреннюю молитву, которая противостояла бы греховным влечениям и страстям, постоянно штурмующим наше сердце.
Только человек, получивший и опытно ощущающий благодать, знает за что борется и какими средствами надо бороться. Благодать не только внутреннее состояние человека: она незримый свет, который источает человеческий дух. Поэтому человек, получивший благодать приобретает особую силу в своих словах, способность чувствовать и как бы видеть душу другого человека и соприкасаться с ней. В этом отношении не только богословы и священники, но и простые миряне могут стать хранителями и защитниками Православия.
Вторая ступень – словесная защита Православия. Для этого нужно иметь богословское образование и определенное знание патристики. Утверждением нашей веры являются апостольские правила, постановления и оросы семи вселенских и нескольких поместных соборов, а также символические книги, рецептированные всей полнотой Церкви.
Когда мы рассуждаем о вероисповедальных вопросах, то должны помнить, что основой истины является Священное Писание и Священное Предание, к которому можно отнести также богослужебные тексты, принятые всей Церковью.
Имея арсенал знаний, тогда можно опровергать искажение веры и христианской нравственности. Например, учение модернистов о всеспасении имеет не только еретический характер, но является нравственной провокацией – убеждением в то, что человек, как бы ни жил и что ни делал, всё равно спасется, а это ослабляет или вообще упраздняет необходимую борьбу с грехом и ведет, в конце концов, к узаконению нравственных извращений.
Третий путь – это уединение и непрестанная молитва за весь мир. Но этот путь далеко не для всех, так как требует непрестанной внутренней жертвы и самораспятия.
Со злом нельзя смиряться, как нельзя одновременно любить человека и его болезнь. А искажение веры – это вирус, который внедряется в ум и сердце человека.
Призываю на вас Божие благословение.
Помоги вам Господи.
|