Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[13/06/2021] Искра спрашивает:
Христос Воскресе, отец Рафаил! Благословите.
Подвижники говорят, что для принятия Святого Духа необходимо изнурить плоть: „даждь плоть и приими Духа“. Как это выполнить? Как сказал преп. Анатолий: „наша ученость хитрит: нельзя ли уловить «духа» так, чтобы не портить крови“.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос!
Искра!
Наша плоть является инструментом духа, через которую душа осуществляет задуманные предприятия и планы. Дух принадлежит вечности, в нем образ и подобие Божие. Тело принадлежит земле и после грехопадения оно стало жилищем страстей. Между духом и плотью, кроме взаимодействия и согласия, существует еще определенный антагонизм: тело из служанки души хочет стать ее госпожой. Поэтому необходимо заботиться о теле, как наезднику – о коне: если наездник даст волю своему коню, то конь может сбиться с дороги, сбросить всадника из седла и даже упасть в овраг и лишить себя и своего хозяина жизни. То же может произойти с человеком, который исполняет похоти тела: они начинают властвовать над ним.
Поэтому, чтобы содействовать благодати надо притеснять тело двумя способами: бороться с плотскими страстями, возникающими в помыслах, и укрощать тело физическим трудом и разумным воздержанием в пищи.
Одержимое страстями тело требует больше, чем нужно ему для жизни, поэтому следует соблюдать посты, назначенные Церковью, а в обычные дни есть до легкого чувства насыщения. Этим сохраняется и бодрость духа и здоровье самой плоти.
Однако слишком сильное изнурение плоти также препятствует действию души, поэтому к обузданию плоти надо подходить, соблюдая осторожность и постепенность. Телесное воздержание нужно для того, чтобы уничтожить страсти тела, а не само тело.
Что касается ваших слов: «нельзя ли уловить «духа» так, чтобы не портить крови…», то это вряд ли возможно, так как тело – лукавая служанка, за которой нужен постоянный надзор.
Призываю на вас Божие благословение.
Храни вас Бог.
|