Вопросы и ответы: О молитве
[10/06/2021] Анатолий спрашивает:
1. При чтении Псалтири по усопшим по каждой “Славе” произносится молитва, в ней мы просим помянуть раба Божия, который хоть и согрешал, но не отступал от Бога, и возносим прошение: Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой.
Нет ли здесь намека на идею Лютера спасения только одной верой?
2. При чтении определенного числа «Господи помилуй» я нередко сбиваюсь, не помню, посчитал ли данное моление и поэтому произношу его еще раз.
Принципиально ли именно 40 раз? И что лучше: пересчитать или не досчитать, 39 или 41?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анатолий!
1.Православный христианин спасается верой, проявляемой через добрые дела, то есть исполнением заповедей Священного Писания. Поэтому дела и вера – это два крыла, на которых птица поднимается ввысь. А на одном крыле она может только влачиться на земле.
Спастись одной верой – невозможно. Бесы тоже веруют, но сопротивляются Богу. Поэтому последователи Лютера потеряли и веру и добрые дела, основанные на вере.
В православной молитве мы просим, чтобы Господь вменил усопшему веру за дела, потому что тот верил, но зная, что надо делать добрые дела, отступал от них по разным причинам. А Лютер считал, что, сознательно не делая добрые дела, можно спастись только одной верой по предопределению Божьему, которое изменить невозможно.
Лютер, до своего отпадения в протестантизм, принадлежал ордену августинцев и затем развил до крайности ошибку Августина о том, что Господь предопределил одних для спасения, а других для гибели. То есть ответственность за гибель людей возложил на Бога.
2. Число 40 для произношения молитвы дано ориентировочно, чтобы человек, с одной стороны, не разленился, а с другой стороны, не переусердствовал, то есть переутомлял себя. Можете молиться на четках, чтобы не сбиться со счета.
|