Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[05/06/2021] мон. Флорентия спрашивает:
Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит!
Прошу Вас помянуть меня в своих святых молитвах. Сейчас прохожу очень тяжёлый период в монашеской жизни.
1. Прошу помолиться об избавлении от противоестественного блудного искушения, и сказать хотя бы пару слов о борьбе с этим делом. Теорию знаю, но очень нужны слова именно от Вас, чтобы начать настоящую борьбу. Духовного отца у меня нет, сама могу оправдать любой свой грех. Сила воли на нуле.
2. Что делать монашествующим, если за небольшим исключением им трудно доверять исповедующим священникам, приписанным к обители? В России во многих монастырях это большая проблема. Священники считают, что не называя имён, могут передать имеющие место проблемы настоятельнице, сестры боятся, что исповедь может спровоцировать гонения, допросы, шмоны; пострадают другие люди, в т.ч. совершенно невинные.
Благодарю за ответы, всех Вам духовных благ и многая лета. Паки и паки прошу молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Христос Воскресе!
Мать Флорентия!
Борьба, с указанной вами страстью, не выходит из общего русла борьбы с похотью с той демонической силой, которая препятствует богообщению и может за несколько мгновений уничтожить то духовное, что человек накапливал годами. Борьба с блудом требует возможного отдаления от лиц, к которым мы испытываем страсть. Близость к ним – это бензин, подливаемый в огонь. Нужно быть сдержанной в словах и говорить кратко, о деле. Не следует смотреть в лицо при разговоре, особенно в глаза: взгляд – это безмолвная слово. Также должны быть исключены все ласковые слова – это приманка для нашей страстной души, как липкая бумага – для мух. Еще больше надо остерегаться прикосновения к чужому телу: это похоже на электрический заряд, который передается от одного к другому. Не надо принимать и держать подарков, которые могли бы напоминать о предмете страсти.
Спать надо на жесткой постели, одетой в длинный опоясанный подрясник. Хорошо засыпать четками в руке. Но если это трудно, то кладите четки под подушкой. Остерегайтесь слишком долго и горячо молиться о предмете своей страсти. Такая молитва вместо пользы может принести вред. Не говорите о своей страсти тем, кто не может вам помочь, особенно лицам, к которым питаете страсть, даже в целях предостережения и назидания.
Разговоры о блудной страсти и ее переживание вызывают у человека чувство опьянения, говоря светским языком, – гормональное расстройство. Не унывайте, если борьба затягивается. Смиряйте себя и надейтесь на помощь Божию, а не на собственные силы.
2. Священник не имеет право передавать услышанное на исповеди не только настоятельнице монастыря, но даже своему архиерею. Разглашение исповеди является предательством, подобному греху Иуды. По одному из канонов за это даже следует отрезать священнику язык. Но для самих монахинь, уязвленных страстями, было бы хорошо открыть эти грехи игуменьи, которая является их духовной матерью. Но при этом надо говорить за себя, не касаясь других лиц. А если игуменья спросит назвать имена других, то можно отказаться отвечать.
Не надо бояться укора людей. В древние времена грешник исповедовал свои грехи перед всеми, присутствующими на богослужении. Но затем, когда оскудела любовь, и люди вместо поддержки стали осуждать и унижать других, то уже в 4-ом веке открытую исповедь заменила тайная исповедь.
Однако если человек искренно кается, то он сам хочет, чтобы его унизили и порицали, лишь бы избавиться от боли греха, которая мучительнее всех болезней. Те грехи, которые не были исповедованы при земной жизни, будут обнажены и открыты на Страшном суде, но тогда прощения и исцеления не будет. Поэтому исповедь перед священником, не скрывающим грехи своих прихожан, тоже свидетельство о вере. В древние времена за блудные грехи налагались тяжелые, иногда многолетние епитимьи. Теперь это почти не практикуется. Но кающийся может принять несдержанность языка священника, как епитимью за исповеданные грехи.
Помоги вам Господи.
Взаимно прошу ваших молитв.
|