Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[09/01/2014] Дионисий спрашивает:

Отец Рафаил, здравствуйте! У меня есть вопросы, которые очень важны для меня, так как от них зависит моя приближённость к Богу, моё спасение.

1. Не могли бы вы пояснить о трёх видах молитвы? В чём их характерные особенности и отличия одна от другой? Как переходить и когда от одной степени молитвы к последующей? До какой степени молитвы можно (нужно) дойти православному мирянину? Какие опасности могут встретиться на этом пути? Посоветуйте пожалуйста хорошую литературу (руководство) о молитве.

Данный вопрос возник у меня после того, как я ознакомился с главой « О хранении духа ревности по Богу» из книги святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», в которой он говорит о внутрь-пребывании через самособранность. Для достижения внутрь-пребывания по святителю Феофану необходимо сознанием и тремя силами души понудить себя войти в своё сердце , что всё это является существенной вещью для внутренней духовной жизни.

Но раз человек умом с двумя другими силами души входит в сердце, и всё совершает таким образом из сердца, то и молитва его уже не словесная и не внимательная, а в связи с внутрь-пребыванием – умная. Т.е святитель Феофан говорит о том, чтобы человек искал «сердечное место» для достижения умной молитвы, а вот святитель Игнатий (Брянчанинов) совсем это воспрещает… Кого слушать, если святые противоречат друг другу и учат о молитве по-разному?

2. Когда пытаюсь держать сознание в сердце и собирать туда напряжением все силы души, как советует святитель Феофан, прихожу со временем в какое-то истощение, появляется окаменелость сердца, а порой сердце закрывается и не впускает моё сознание и силы души войти в себя. Когда пытаюсь молиться в таком окамененном состоянии сердца, молитва до сердца не доходит, строятся и насильно вторгаются различные богопротивные образы и мечтания. Очень часто при таких напряжённых состояниях расстраиваюсь душой, начинают одолевать различные навязчивые помыслы, в том числе и хульные, уныние, отчаяние, безысходность, становлюсь раздражительным, претупляюсь умом и становлюсь невнимательным в житейских делах, делаю всё с каким-то напряжением и постоянным страхом, подымается буря страстей и всё это не могу контролировать. В таких случаях, когда я не могу пребывать в своём сердце и выхожу из него, чувствуется какая-то расслабленность, несобранность, рассеянность и претупление совести и духовных чувств, безразличие к окружающим, становлюсь как будто потерянным и боюсь даже хоть как-то касаться своего сердца и воздействовать на него.

Понимаю, что это попускается мне из-за того, что не борюсь добросовестно и до конца с моей основной страстью (блудной похотью), которая мучает меня очень давно и имею пристрастие к своей девушке, допускаю различные нецеломудренные поступки в отношение её. Как избежать таких состояний и расстройств, как взять себя в руки, с чего начать исправление? Как вы можете оценить моё данное состояние?

Посоветуйте мне пожалуйста хорошее руководство о молитве и трезвении, о борьбе с грехами и страстями.

3. Что в святоотеческой литературой понимается под сердцем? Как оно очищается от страстей?

4. Посеяны ли в человеческой природе семена добродетелей или это то, что даётся исключительно из-вне Богом?

Заранее благодарен!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Дионисий!

Должен вам сказать, что системы и схемы делания Иисусовой молитвы и описания молитвенных состояний, не могут дать соответствующего понятия о самой молитве; это достигается только личным подвигом жизни и долговременными трудами. Чтобы постигнуть глубину Иисусовой молитвы, надо подчинить и посвятить жизнь молитве, сделать молитву стержнем чувств и мыслей и поступков.

У меня складывается впечатление, что вы хотите постигнуть молитву рационалистически, усилием одного рассудка, и постоянно забегаете вперед. Между тем, альпинист, восходя на отвесную гору, должен для каждого следующего шага вверх находить твердую опору, иначе может сорваться вниз. Мне кажется, что у вас синдром интеллектуального обжорства, которое, как и телесное чревоугодие, делает душу грузной и неповоротливой, малоспособной к конкретным действиям и в результате приводит к нервному истощению.

Советую вам, прежде всего, бороться с таким чревоугодием и положить строгий контроль над информацией – интеллектуальной и эмоциональной, чтобы освободить и очистить душу от прежних наносов и изменить направление вашего мышления.

Вы пишете, что не можете проникнуть в свое сердце. И, хорошо, – оно мудрее вас и защищается от вас. Если вы в таком состоянии проникли бы в глубину своего сердца концентрацией и усилиями воли, вроде медитативных упражнений, то стяжали бы не Иисусову молитву, а истерию. Поэтому сначала постарайтесь упорядочить свою жизнь, стесните свой ум, привыкший парить в облаках, положите пост пяти чувствам, и начните читать Иисусову молитву вслух или шепотом, можно даже молча, беззвучно двигая губами – так безопаснее, особенно для новоначального.

Теперь отвечаю на ваши вопросы.

1. Учение о трех видах молитвы находится в творениях преподобного Симеона Нового Богослова. Он пишет о двух неправильных видах Иисусовой молитвы и третьем – единственно верном.

Первый вид – визуальные представления во время молитвы: Божества, рая, ада и др. Здесь включается воображение, которое живописует образы и картины реалий, относящихся к метафизическому миру, то есть фантазирует во время молитвы. Человек принимает за реалии собственные грезы и этим материализирует, профанирует, а вернее сказать, лжет на духовный мир. При таком визионерстве возбуждаются эмоции, связанные со страстями, а сердца замыкается в себе, как бы глохнет и слепнет. Надо сказать, что в глубине сердца находится дух, а эмоции – на его периферии. Эмоции визионера могут быть сильными и даже побудить его на самоотверженный подвиг и героизм, но там нет благодати Христа, там Его образ заменен лжеобразом.

Характерно, что систему визионерных молитв и медитаций особенно тщательно разработал Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, – самого многочисленного и влиятельного в католичестве.

Второй вид неправильной молитвы – это рассудочная молитва; она совершается в голове человека, имеет безжизненный, сухой, рационалистический характер, постоянно колеблется и вытесняется помыслами и чувственными образами. Человек, занимающийся такой молитвой, не может защитить свое сознание от посторонних мыслей, картин и впечатлений, которые идут из его собственной памяти и демонических внушений: он собирает мысли, а те рассыпаются вновь, как домики из песка; такой человек похож на мореплавателя, который стоит на палубе во время бури, качается и постоянно теряет равновесие. Впрочем, святой Симеон Богослов считает рассудочную молитву лучше визинерной – как звездная ночь лучше кромешной тьмы.

Третий вид молитвы – это молитва, в которой участвует сердце. По словам Святителя Григория Паламы, надо собрать ум от внешних впечатлений и ввести его внутрь себя. Надо держать векторы молитвы по направлению сердца и не позволять выходить уму из пределов тела; надо забыть о прошлом и не думать о будущем, а пребывать только в настоящем, сочетая ум со словами молитвы, так, чтобы сердце отвечало на них. Остальное откроет опыт при правильном делании Иисусовой молитвы.

Что касается степеней молитвы, то сама молитва определит свою степень. Насильно тянуть молитву к высшей степени опасно и вредно – подобно тому, как тянуть молодое растение вверх, думая, что так оно вырастит быстрее, а в результате такого «усердия» можно вырвать его с корнем.

Вы спрашиваете, может ли православный мирянин дойти до значительно высокой степени Иисусовой молитвы? Это зависит от того, как он будет очищать сердце и бороться со своими страстями. Отец святого Григория Паламы, тоже по имени Григорий, был секретарем и управителем дел синклита Византии, однако, несмотря на эту трудную и ответственную должность, он занимался непрестанной Иисусовой молитвой. Иногда, во время заседания синклита, он так погружался в молитву, что забывал обо всем и делал пропуски в протоколах. На это сенаторы жаловались императору, но тот отвечал: «Григорий занимается делом более важным, чем мы».

Далее вы спрашиваете, какие опасности могут встретиться на этом пути? Прежде всего, гордость, переоценка своих сил, отсутствие терпения, попытки стяжать одним усилием рассудка те благодатные состояния молитвы, которые святые отцы достигали в течение долгого времени великими трудами.

У людей интеллигентных, особенно тех, кто занимался раннее восточными религиями, может возникнуть опасность – придумывать различные приемы молитвы. Эти люди сокровищницу святоотеческого опыта хотят дополнить новым словом, вернее измышлениями, интерпретациями своих ложных духовных впечатлений и скудного молитвенного опыта.

Святой Феофан Затворник пишет: «Когда услышишь внутри себя крик «Нашел, нашел!», то знай, что это голос демона». Изобретательность, ценная для мирской науки, чревато преткновениями и падениями на пути молитвы.

Основой Иисусовой молитвы должно быть чувство покаяния и смирения.

То, что не построено на смирении, легко рушится. Из всех добродетелей демон больше всего боится смирения, которое окружает и защищает человека как невидимое пламя. Первый дар благодати – это видение человеком своих грехов. Поэтому прислушайтесь, какой голос звучит в вашей молитве: голос покаяния или самодовольства.

Продолжение следует...



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили