Вопросы и ответы: О молитве
[23/12/2013] р.б. Наталия спрашивает:
Благословите Батюшка, отец Рафаил!
Силуан Афонский сказал, что "в день каждый человек должен посвящать Богу десять минут и ходить в Церковь по воскресеньям". Значит ли это, что десяти минут молитвы в день достаточно? Как определить объем и продолжительность молитвы? На что ориентироваться? Нужно ли жестко вычитывать утреннее и вечернее правило или можно вместо правила читать псалтирь или Евангелие? Я знаю, что надо в день прочитать, и правило, и Евангелие, и псалтирь, но у меня не всегда получается.
С низким поклоном и благодарностью р.б.Наталия.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Наталия!
Апостол Павел пишет: «Всегда молитесь, за все благодарите». Это значит, надо стремиться, чтобы нашим постоянным душевным состоянием стали бы непрерывная молитва и чувство благодарности к Богу за Его благой промысл.
Душа человека похожа на зеркало, которое можно обратить лицевой стороной вверх и тогда в нем отразиться небо, или же, вниз, и тогда на его поверхности отпечатлеются образы земли. В материи нет счастья, в материальном душа не находит себя. Единственное счастье, когда дух соединен с благодатью. Молитва есть обращение души к Богу. В молитве душа улавливает и отражает лучи незримого света, исходящего из вечности. Наша плоть, взятая от земли и обуреваемая страстями, сопротивляется молитве. Страсти вводят человека в мир иллюзий, он ищет счастья в чувственных наслаждениях и не находит их: как будто слизывает мед с бритвы, режет себе язык до крови, но упорно продолжает лизать ее.
Что касается молитвенного правила, то оно дисциплинирует человека; это хлыст для ленивого животного – нашей плоти. Молитвенное правило учит человека его обязанностям перед Богом и ставит молитву выше сиюминутных дел и настроений. Правило не должно ограничивать молитву, оно скорее, является ее трамплином. У праведного Иоанна Кронштадтского есть замечательная мысль: «Трудно молиться рассеяно и легко молиться внимательно». Нам кажется, что наоборот, но это как раз обман. Когда человек молится внимательно, вчитываясь в каждое слово молитвы, не торопясь и не спеша к слову «аминь», как спринтер к финишу, то благодать Божия содействует ему, как бы молиться вместе с ним и труд молитвы соединяется с духовным утешением. Человек чувствует вкус молитвы, как вкус плода, ощущает молитву, как дыхание горнего мира.
Нерадивая и невнимательная молитва оставляет душу пустой и голодной: человек трудится, но ничего не получает. Труд рассеянного произношения слов хотя и совершается, но душа остается пустой. Неинтересный труд утомляет человека, и молитва, без участия благодати, превращается в принудительную работу.
Мне кажется, что ваш вопрос, - как определить молитвенное правило и достаточно ли 10 минут для памяти о Боге, - происходит от того, что вы привыкли молиться невнимательно, подсознательно считая, что так будет легче, а выходит наоборот. Когда человек начинает молиться внимательно, то ему открывается глубина молитв; он видит неисчерпаемый смысл каждой молитвы в новом свете, в новом блеске, как кристаллы драгоценных камней по разному преломляют и отражают в себе лучи света. Советую вам обращать внимание не столько на количество, сколько на качество молитвы. На небе слышен голос не уст, а сердца.
Один из способов, превратить рассеянную молитву во внимательную, следующий: сядьте и прочитайте одну молитву, затем, не заглядывая в молитвослов, расскажите себе ее содержание; спросите себя: о чем я молилась, что просила у Бога, что мне нужно сделать, чтобы эта молитва исполнилась, то есть стараться жить соответственно прошениям молитвы.
Святые отцы сравнивали ум с крутящимися жерновами: какое зерно положишь в него, такая получится мука. Если не будет молитвы, то ум наполнится хаосом помыслов и картинами страстей и греха.
Если у вас не всегда получается вычитать полностью правило – утренние и вечерние молитвы, Псалтирь и Евангелие – то старайтесь держать в уме краткие молитвы, которые можно совершать при любом деле.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|