Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[25/12/2013] Давид спрашивает:

Отец Рафаил, скажите пожалуйста, как относится к разного рода апокрифам? на сколько я знаю что некоторые из них были запрещены церковью. В книге про схиигумена Савву, прочитал стих-апокриф "Видение Апостола Павла" мне он очень понравился. Но тем не менее что правильнее будет не читать апокрифы вообще, избегать их, или же есть такие которые полезны для души?

Второй вопрос хотел бы задать по поводу фрески в Светицховели "Страшный Суд"(фото которой видел в интернете), там вокруг изображены знаки зодиака, поясните пожалуйста что они означают? я всегда стараюсь избегать всякие знаки зодиака и связанные с ними гороскопы и тд. Если они символизируют месяцы года,то может ли православный человек говорить что он родился в месяц козерога скажем?

Не могли бы вы назвать автора толкования Евангелия с которого лучше начать, так же автора толкования Псалтыря?

Благодарю за ответы дорогой отец, Спаси вас Господь!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Давид! Апокрифы – это недостоверные сведения о библейских событиях и лицах, не подтвержденные и не принятые Церковью. Чаще всего апокрифы относятся к эзотерической литературе и претендуют на раскрытие каких-то, известных только для элиты духовных тайн. Несмотря на разнообразие тематики и материалов, апокрифы носят явный или скрытый антицерковный и антиправославный характер. В некоторых апокрифах находятся отрывки из древнего предания, но перемешанные с фантазией и искаженные последующей еретической интерпретацией. Только духоносные учителя Церкви могли выделить из апокрифов золотые крупицы истины и использовать их в гомилетике и гимнографии. Но нам надо с большой осторожностью подходить к апокрифической литературе, как обращаясь с ядом. Разумеется, в апокрифах есть фрагментальные истины, взятые и перефразированные из Священного Писания. Если бы таких мест не существовало, то апокрифы не нашли бы для себя аудитории.

Вообще надо сказать, что христианского эзотеризма не существует. Человек может постигнуть духовные тайны не через раскрытие и разгадывание каких-то секретов, а борьбу со своими страстями, жизнь по Евангелию и стяжание благодати. Церковь запрещает христианам пользоваться апокрифами, то есть пить воду из отравленных колодцев. Надо учесть, что отдельные удачные и правильные мысли можно найти в любой ереси и в любой религии, кроме откровенно сатанинских учений. Но Православие – не подборка цитат, а целостная, нераздельная, животворящая истина, которую принимает и усваивает человек.

Примером пагубного влияния апокрифов является во многом замечательный духовный писатель Климент Александрийский (3в.), который принимал апокрифические книги сивилл за богодухновенные писания, и вообще проявлял неразборчивость к апокрифам и языческим сочинениям. Он не причислен к лику святых, несмотря на свои литературные труды и подвижническую жизнь; а его любимый ученик Ориген, поражавший современников философской эрудицией, стяжал печальную славу Герострата своим учением об апокатастасисе (покаяние и спасение грешников после смерти, и спасение сатаны с демонами), которое в течение многих веков смущало Церковь и теперь активно возрождается в среде модернистов, как якобы святоотеческое учение.

Что касается фрески Собора Светицховели, то я затрудняюсь объяснить ее содержание, но могу высказать только свое мнение. Здесь изображен Господь, как Царь духовного неба и материального космоса, как Спаситель человечества, но это спасение простирается на весь космос, восстанавливает его гармонию и красоту. Ангелы знаменуют собой Небесную Церковь, духовные сферы, а знаки зодиака – материальный космос. Сам знаки зодиака – это фигуральное символическое изображение звездных пространств и в данном случае не имеет отношение к астрологии, а скорее относится к языку древней астрономии. Мне кажется, что солнце и луна во внешнем кругу означают день и ночь, время, которое должно затем исчезнуть и перейти в вечность.

Знаки зодиака были некоторым подобием меридианов неба и как бы астрономическим атласом, но впоследствии фигурное изображение знаков зодиака (живых существ) стало архаичным для астрономии, но они прочно вошли в язык астрологии, паразитирующей на астрономии и представляющей собой культ звезд. Поэтому фреска не должна смущать вас, как язык древнего времени. Именно по этой причине не стоит употреблять выражение, что родился под таким-то знаком зодиака. Это нежелательная ассоциация с астрологией – магией звезд.

Святитель Игнатий Брянчанинов с похвалой отзывается о толковании Евангелия Блаженного Феофилакта Болгарского и советует пользоваться им. Праведный Иоанн Кронштадтский особенно любил толкования святого Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Классической экзегезой Псалтири считается толкование Зигабена. Однако надо помнить, что толкования помогают правильно понять смысл Священного Писания, дополняя друг друга. Однако все толкования, вместе взятые, не могут исчерпать глубины слова Божьего и заменить его.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили