Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[23/12/2013] Любовь спрашивает:
Благословите! Отец Рафаил, как часто надо причащаться? Читала разное мнение об этом. И второй вопрос: я крестилась будучи взрослой, когда сильно заболела,сразу же после крещения почувствовала, что теперь не одна - объяснить это чувство словами трудно. Не сразу, через несколько лет стала ходить в храм, читать духовную литературу,причащаться..., открыла для себя дверь в прекрасный, удивительный мир Православия. Как радовалась и пела душа от соприкосновения с этим миром. Ум сопротивлялся,всякие сомнения подкидывал мне, я их преодолела, разум поверил, что Бог есть, а вот душа? В душе сейчас - пусто...уже нет той искры...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Любовь! Церковь не определила, сколько раз и с какими интервалами должен причащаться христианин. Все святые отцы советовали причащаться как можно чаще. Однако к Причастию необходимо готовиться, особыми молитвами (правило к причащению) и хотя бы кратким постом.
Главное, иметь покаяние, чувство своего недостоинства и желание причаститься. Во время приготовления к Причастию, надо отказаться от развлечений, сократить внешние контакты, ограничить информацию и сосредоточиться на себе самом – только во внутреннем безмолвии человек познает свою душу. Надо готовиться к Причастию так, как будто мы причащаемся первый и последний раз в жизни. Надо просить Бога, чтобы Он даровал нам чувство благоговения и покаяния, открыл нам наши грехи и укрепил в надежде на Свое милосердие и всепрощение.
Вы пишете, что рассудок искушал вас сомнениями, но вы преодолели их. Дело в том, что рассудок мыслит по законам, присущим земному бытию, а вера открывает нам мир духовного, сверхлогичного и сверхкатегориального бытия. Рассудок требует, чтобы мы Безконечное рассматривали через призму конечного и материального; а вера основана на духовных интуициях, на внутреннем прозрении и созерцании, на свидетельстве благодати, которая дает человеку опытно ощутить горний мир и увидеть тени его красоты. Духовный мир – тайна, а христианство – возможность войти в эту тайну и озариться ее надмирным, незримым светом, почувствовать внутренние просторы нового бытия, как будто раздвинулись горизонты земли и небо стало родным для души.
Вы пишете, что последнее время чувствуете какое-то охлаждение и опустошение. Это вполне закономерно. Вера – взаимодействие благодати с душой человека. Первое время, после обращения, благодать явственно действует в человеке, даже без особых усилий с его стороны: ведь родители все нужное дают ребенку, ничего не требуя от него. Но когда душа укрепляется и мужает, то благодать по временам как бы скрывается от человека для того, чтобы человек искал ее, включал волю в молитву, боролся со страстями и в этом формировался бы как личность. Из малого дитя душа становится воином, который вступает в борьбу с демоническими силами и собственными грехами. Это нелегко, но необходимо. Если бы не было периода охлаждения, то человек остался бы только иждивенцем благодати, а не соработником ей в деле своего спасения.
Любовь к Богу – как основа богообщения – достигается борьбой и трудами. В этой борьбе душа получает способность более глубокого усвоения благодати и прежняя статика переходит в центростремительное движение души к Богу.
Как выйти из состояния духовного охлаждения и окаменения? Надо терпеливо и мужественно переносить это испытание. Псалмопевец пишет: «Терпя, потерпех Господа и внят ми». Когда вы не чувствуете тепла от молитвы и сами молитвенные слова рассыпаются как сухой песок, приложите силу воли, не отступайте, и может такая, внешне холодная, но упорная молитва оценится Богом выше, чем та, когда за вас молилась благодать.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|