Вопросы и ответы: О молитве
[11/12/2013] Александр спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил, благословите. У меня несколько вопросов.
1. Иногда при чтении молитв на сон грядущим возникает ощущения окамененности сердца, чувство автоматического чтения одного и того же текста каждый день. Можно заменять чтение вечерних молитв чтением Псалтири, или канонов и акафистов? Если можно, как часто это можно делать, сколько раз в неделю, в месяц?
2. Если читать Псалтирь ежедневно по кафизмам, как правильно начинать моление: чтением молитв перед чтением всей Псалтири, или троекратной "приидете, поклонимся..." или как-то еще?
3. Сейчас продается много дисков с православными песнопениями и молитвами. Не вредно ли их слушать часто, чтобы потом не возникало чувство привыкания? Понятно, что для миссионерской работы, для новоначальных, это может быть полезно, а для тех, кто ходит в храм, но еще недостаточно воцерковлен, а для воцерковленных?
Аналогичный вопрос по православным аудиокнигам, можно ли их слушать, или все-таки лучше читать, чтобы не пропустить какую-то важную вещь, мысль, предназначенную для конкретного слушающего или читающего?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр!
1. Молитвы, принятые Церковью, составлены святыми отцами, а вернее Духом Святым, действующим через них. Корни этих молитв находятся в душе человека, которая по природе христианка, в глубине подсознания, где зарождаются и возникают слова, как звезды во мраке ночи; а вершина их достигает неба и уходит в вечность. Если вы будете вдумчиво читать молитвы, то каждый раз в одних и тех же словах найдете новое значение, а самое главное, будете читать их с новым переживанием, будете видеть их в новом свете, будто слова молитвы как лепестки цветов постепенно раскрываются перед вами.
Я советую вам по временам размышлять над текстом молитв, уяснить смысл каждого прошения, и прилагать их к своей жизни, своему наличному состоянию. Плохо, когда мы приступаем к чтению молитв, думая, что знаем их. Это духовная ложь и самообман: на самом деле, они остаются для нас неисчерпаемыми, хотя бы мы выучили их наизусть. Молитва – богообщение, а Бог – это Тайна. Приступая к этой тайне мы чувствуем безконечность того, что остается недоступным и непознанным для нас. На каждую молитву Бог дает безгласный ответ, который мы услышим в будущем через события своей жизни и через наше внутреннее состояние. А иногда после усердной молитвы Бог дает душе таинственное удостоверение, что молитва услышана – это особый глубокий покой сердца, где нет сомнений.
Молитвенный устав, составленный и благословленный Церковью, не следует заменять своим правилом. Лучше прочитать молитвы по молитвослову, а к ним прибавить несколько псалмов или другие молитвы, по желанию души.
2. Каждый раз, когда вы хотите читать Псалтирь и сколько бы кафизм не прочли – одну или несколько – следует начать чтение с предварительных молитв, которыми начинается Псалтирь.
3. Мне кажется, что православные песнопения, имеющие литургический характер, должны исполняться в условиях, соответствующих этим песнопениям. Слушать херувимскую песнь или другие храмовые молитвы, между делом или лежа на диване, мне представляется профанацией. Для меня также неприемлемо смотреть трансляцию литургии и воспринимаю это как десакрализация святыни. Мне также не по душе концерты церковной музыки, где верующих заменяет светская публика, которая рассматривает и оценивает сакральные молитвы с эстетической точки зрения. Сказанное не относится к аудиокнигам.
Проповедь или лекция – не священнодействие; однако, я предпочитаю пользоваться обычной книгой, где можно остановиться или задуматься над той или иной мыслью автора. В аудиокнигах есть некоторая опасность – глотать пищу, не разжевывая ее. Совершенно недопустимо слушать аудиокниги во время вождения машины, когда рассеивая и переключая внимание, человек может натворить беду для себя и для других. Я советую в повседневной жизни, между обыденных дел или, отдыхая, заниматься Иисусовой молитвой или произносить кратко «Господи помилуй».
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|