Вопросы и ответы: О молитве
[08/12/2013] Вадим спрашивает:
Батюшка Рафаил, благословите!
Я то оставлял, то снова брался за Иисусову молитву - вечером в спец. отведенное время, но этим летом в Псково-Печерском монастыре молитва совершалась как бы сама внутри меня. Это было несколько дней, в том числе и после возвращения. Но я руковожу гуманит. кафедрой и занимаюсь наукой. Хотя в работах пытаюсь опираться на патристику (работы совр. старцев, В.Н. Лосского), но бывают периоды, когда мне либо вообще не хочется оставлять молитву и заниматься написанием текстов, либо, напротив, я погружаюсь в написание, а молитва идет еле-еле. Вот и сейчас Иисусову молитву практически оставил, хотя еще летом в монастыре у меня было все наоборот. Духовник говорит мне, что работа - это мое послушание от Бога, и что мое нежелание заниматься исследованиями серьезно (а так себе писать ниже среднего ради того, чтобы писать) неверно. Посоветуйте, батюшка, как не оставлять Иисусову молитву, помолитесь обо мне!
На днях принял Св. Крещение один человек со своей дочерью, который был в очень трудном положении - Ваша книга помогла ему, он нашел там ответ. Спаси Вас Господи.
Просим Вашего благословения и молитв - р.б. Вадим, Людмила, мл. Артемий и б. мл. Пелагия.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! Действительно трудно сочетать молитву с интенсивной интеллектуальной работой. Однако трудно не значит, невозможно; надо проявить силу воли и в свободное от работы время понуждать себя творить Иисусову молитву, подобно альпинисту, который напрягает все силы, чтобы покорить вершину. Не следует особенно ориентироваться на проходящие эмоции. Здесь главное общая установка: Иисусова молитва – обращение духовного ока к Богу и порыв души от временного к вечному. Мне кажется, что ваш духовник дал хороший совет: не надо противопоставлять молитву и служебные обязанности, в том числе и исследовательскую работу. Нужно рассматривать темы ваших конкретных работ в ракурсе христианских ценностей и давать правильную оценку, как позитивным, так и негативным явлениям. Следует преподавать материал так, чтобы подвести слушателей или читателей к правильным духовным и нравственным выводам, а темы могут быть разнообразны.
Что касается Владимира Лосского, то он оригинальный, но не ортодоксальный мыслитель. Он боролся за Православие в инославном мире, но сам нередко оказывался под радиацией этого мира и приходил к выводам, неадекватным по отношению к учениям святых отцов.
Творения современных старцев поучительны, но и здесь нужна определенная осторожность, особенно, когда их высказывания принимают форму пророчеств и предсказаний. Здесь могут проявляться их желания и эмоции, ностальгия по прошлому, которое искусственно невозможно вернуть и повторить.
Хочу напомнить вам, что Иисусова молитва, особенно в ее начальных стадиях, это, прежде всего, дело воли. Когда в сердце есть желание молитвы, тогда воля охраняет это желание; а когда сердце не хочет молиться, то воля должна преодолевать такое нежелание. Если же при сложной интеллектуальной работе творить молитву невозможно, то представляйте себя в присутствии Божьем не визуально, а в чувстве и храните это состояние без молитвенных слов.
Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам господи.
|