Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[05/11/2013] Инокиня Иннокентия спрашивает:
Отец Рафаил, благословите. Благодарю за возможность задать вопросы.
1. Как устраниться от бесед с маститыми монахинями, критикующими монастырские порядки и начальство? Помысел говорит: люди страдают и надо выслушать их, а отказ оскорбит человека, тем более "старшего по званию".
2. После рассказов мирских знакомых о тяжких скорбях начинаю сопереживать, как бы включаясь в поле их страстей, наступает временный паралич дух. жизни, внутреннее опустошение. Как этого избежать, не впав в немилосердие, когда, например, давний друг приезжает поделиться своими проблемами и болью?
3. Молитвенное правило довольно большое, вычитать его в иные дни почти нереально. Установка М.Игумении - "умри, но вычитай". Духовник монастыря рекомендует читать Священное Писание и Пятисотницу, а остальное - по возможности, и не мучаться, если не успел.
Как поступать? Боюсь и автоматически "вычитывать", и распускать дисциплину.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Мать Иннокентия!
1. В Псалтири написано: «Оклеветающего тай (тайно) искреннего своего, того изгонях». По словам Иоанна Златоуста, не грех огорчить человека для его спасения. Если ваш собеседник действительно смущен, надо вкратце успокоить его; но чаще бывает другое: люди, привыкшие осуждать, испытывают потребность выплевывать желчь, собравшуюся в них, поэтому от таких разговоров берегите свою душу. Слушающий осуждение и не прерывающий его, по малодушию разделяет грех осуждения. Во всяком случае, вы можете сослаться на послушание и занятость и уйти: это не будет ложью, так как монах всегда занят, он должен постоянно читать Иисусову молитву. Ложь его жизни – когда он занимается пустыми и тем более греховными разговорами. Особенно опасно осуждать игумению.
Для монахини игумения больше, чем мать, поэтому по отношению к ней еще более строго надо исполнять заповедь «Чти отца и матерь свою», чем к плотским родителям.
2. Монахине очень опасно включаться в круг эмоций и страстей мирян, ей необходимо беречь чистоту своего духа. Поэтому разговоры с мирскими людьми об их проблемах нужно крайне ограничивать. Многое из того, что для мирянина может послужить добром, для монаха становится злом, разрушающим его внутреннее устроение. Раньше в монастырях даже милостыню монах мог подавать только по благословению игумена или старца.
3. Попросите у Матушки Игумении, чтобы неоконченную часть правила заменять Иисусовой молитвой, которую можете творить на любом месте.
Призываю на вас Божие благословение.
|