Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[24/11/2013] Надежда спрашивает:
Благословите батюшка! Согласно учению святых отцов, сначала возникает помысел, который мы можем принять или не принять, от помысла рождается чувство, а потом уже действие, поступок.
Кажется так, батюшка? Но мне кажется, что бывает так, что сразу рождается чувство, движение души, которое еще и в мысли не оформилось, например зависти, злорадства. И я стараюсь не дать этому чувству развиться, стараюсь его не принимать, просто переключая внимание на что-то другое.
Батюшка, я правильно поступаю? Ведь это есть во мне, и у меня ощущение, что поступая так, я прячусь от этого. Мне кажется, что я должна осознать, сформулировать и исповедовать эти чувства.
Простите, батюшка. Храни Вас Господь!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Надежда! Контроль над своими помыслами совершается через бдение, трезвение и молитву. Бдение – это очищение сердца от помыслов и образов. Надо стараться изгонять помысл при самом возникновении, пока еще он не овладел вниманием и волей и не перешел в страсть.
Трезвение – это внимание к эмоциональной сфере души. Здесь борьба с зарождающимся страстным чувством, которое затем воплощается в мысль или греховный образ. Бдение и трезвение близки друг к другу, но имеют различия.
Бдение – борьба с помыслом на пороге сознания, где рождается слово, а трезвение – это борьба со страстной мутью, поднимающейся из глубин сердца. С помыслом бороться легче, чем с чувством; для трезвения необходимо учиться гневаться на свою страсть – побеждать эмоцию эмоцией. Если же страсть, например, зависть, вызвала в памяти определенное лицо, то здесь надо сначала бороться с помыслом, а затем с чувством.
Иисусова молитва необходима во всех случаях. Она помогает контролировать глубины души и вытеснять из души все чуждое ей. Наша человеческая чистота – это борьба с нечистотой души и противостояние страсти.
По моему, вы делаете правильно, что не даете развиться греховному чувству, а так сказать, закрываете скорпиона в банке. Если же вы начнете рассматривать грех, то он воспользуется вашим вниманием, как бы паузой в волевом контроле, и успеет осквернить душу злобой или похотью. Поэтому в бдении и трезвении старайтесь перехватывать греховный импульс, как бы преграждая ему путь, и потушить искру в самом начале, пока она не разгорелась.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.
|