Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[18/11/2013] Ирина Матвеева спрашивает:

Отец Рафаил, благословите!

Объясните пожалуйста - как отличить волю Божию от попущения Божьего?

Прошу Ваших молитв. Служу катехизатором на приходе.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! Бог есть совершенная Любовь и совершенная Правда. В Его благой воле, управляющей миром и каждым из нас, можно различить два действия или два аспекта – это желание Божие и попущение Божие. Бог, как совершенная Любовь, желает нам добра – и временного и вечного. Его желание – чтобы все спаслись и стали причастниками вечной жизни. Другими словами, желание Бога – это святость наша. Бог создал человека по Своему образу и наделил его свободной волей: человек как бы стоит между небом и преисподней и может выбрать одно или другое. Свободная воля человека – это его нравственная и духовная суверенность, область, в которую насильственно не вторгается Бог. Бог как бы ограничил Себя, дав свободу человеку. Без этой свободы обожение невозможно.

Бог хотел разделить Свое вечное блаженство с другими сотворенными существами – ангелами и людьми, включить их в поле Своего божественного света. Свобода – высший дар богоподобия. Но, в тоже время, это риск, где ответственность лежит на человеке. Предвидение Божие не обуславливает действий человека, иначе свобода была бы нереальной. Если Бог не создал бы богоподобных существ, то вообще создание мира было бы бесцельным.

Свободная воля дает возможность, как проявлению, так и развитию добра и зла. Если бы Бог предотвращал все случаи злоупотребления воли, то сама воля превратилась бы в фикцию: человек совершал бы добро не ради добра, а потому что не имел бы другого выхода, и насильственное добро уже перестало бы быть добром. И здесь Бог, ради спасаемых, допускает динамичное развитие добра и зла. Зло противоречит цели создания человека, зло противоречит божественной любви, но Бог терпит зло, иначе Ему пришлось бы уничтожить человечество и создать бы на его месте роботов – неизвестно зачем.

Существование зла является попущением Божиим. Но это попущение может быть обращено в добро, если человек, вступая в борьбу со злом, становится его победителем. Любовь Божия проявляется так же в том, что Бог терпит зло, неугодное и нежеланное Ему. Поэтому мы должны благодарить Бога за все, чтобы ни случилось с нами; помнить, что Бог благ и все направляет к нашему спасению.

Воля Божия – это единство желания и попущения; Он любит каждого из нас и терпит каждого из нас. Попущение Божие – терпение зла ради добра.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи в ваших трудах.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили