Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[11/11/2013] Ирина спрашивает:
Благословите, дорогой батюшка!
Еще раз хочу Вас поблагодарить за данный Вами мудрый совет в трудной для меня духовной и жизненной ситуации. Многая лета Вам, доброго здравия и спасения души!
Сегодня я хотела бы спросить Вас о следующем. Мы являемся свидетелями того, как повсюду распространяется экуменизм, все больше и больше охватывая своими щупальцами Православие.
Какой выход Вы видите в сложившейся ситуации? Чего ждать и как действовать Православным, стремящимся не предать Господа и спасти свои вечные души? Какой бы совет Вы дали людям?
Благодарю Вас, дорогой отец Рафаил и испрашиваю Ваших святых молитв, в первую очередь, за болящего моего сына Романа - он злоупотребляет спиртным (хотя дал слово не пить ближайшие 5 лет - но каковы наши силы без Бога?
Что означает наше слово без обращения за помощью к Богу? Он верит в Спасителя нашего, но в храме бывает нечасто. А еще у него киста в головном мозге - нужны большие средства для лечения, поэтому уповаем на Божию милость). Записала Вас, батюшка, в свой помянничек для ежедневного поминовения о Вашем здравии духовном и телесном.
Простите меня, грешную р.Б. Ирину, помолитесь, пожалуйста, за моего мужа бол. Владимира, за дочь Александру и внучат отр. Надежду и мл. Арсения.
Помощи Божией в Вашем служении Господу и ближним.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ирина! В вопросе об экуменизме надо проявлять разумную осторожность и, не оправдывая этого движения, не допускать, что Церковь впала или впадает в ересь. Экуменизм – это некая программа, движение, но еще не завершение и не утверждение ложного адогматического единства.
Нет ни одного вероучительного документа, принятого на экуменических собраниях, который был бы утвержден соборами Церкви. А за мнение людей, какой бы сан они не имели, Церковь не отвечает: их голос всегда остается частым мнением, за которое они лично отвечают.
Голос собора не могут заменить ни экуменические любезности, ни теологические комиссии. Однако, по моему мнению, вред экуменизма для православных уже ощутим в том, что он способствует вероисповедальному индифферентизму – потери догматической чуткости и религиозной уравниловки. Верить в спасение людей различных конфессий, только по их нравственному состоянию, – это упразднять само понятие веры и идти в разрез с учением святых отцов, утвержденным на Вселенских Соборах, то есть включаться в некую гуманистическую иллюзию.
Не верить во всеспасение, но участвовать в экуменизме – это заменить вечные истины Православия сомнительным прагматизмом. Нам дана вера в истинность Церкви, которая сохранится до Второго пришествия Христа. Поэтому надо надеяться, что Господь не допустит перейти ту черту, за которой начинается догматико-канонический кризис и хаос. Самое главное, что в Церкви пребывает и действует благодать, что Ее Таинства спасительны, догматы сохранены, следовательно, наше спасение совершается в Церкви.
Святые отцы уподобляли Церковь Ноеву ковчегу. Среди детей Ноя был Хам, но это не помешало другим детям сохранить веру и благочестие. Уйти из Церкви подобно тому, как броситься из ковчега в волны океана.
Благодарю вас за молитвенную помощь. Дай Господи здоровье и спасение вашему сыну Роману. Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.
|