Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[17/11/2013] Анастасия спрашивает:

Спаси Господи, батюшка! Помогите мне советом, пожалуйста!

У меня сын подросток постоянно задает мне разные вопросы касательно православия, но очередные вопросы меня просто озадачили, и я не знаю, как мне ему на них ответить. Вот его вопросы: почему Господь создал грех? Говорю, что наши прародители Адам и Ева нарушили запрет Божий, и согрешили (может я как то не верно ему объясняю, не знаю). Тогда он мне говорит, мол зачем же тогда Бог создал в райском саду это древо познания, и наложил этот запрет? чтобы дать возможность змею искусить Еву, а она Адама?

Проще было бы не создавать это дерево. И почему Бог вообще создал ангелов, один из которых потом был изгнан из рая и стал бороться с Богом за души человеческие? Значит это не Адам и Ева создали грех, а грех зародился раньше. Ангел под именем дьявол его и создал. Разве Бог не знал, что все так случится. Зачем тогда Бог создал Ангелов. Говорит мне, что мол Господь сам все подстроил, а теперь люди мол мучаются.

Батюшка, помогите мне! Научите меня, как сказать ребенку правильные слова!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Анастасия! Ангелы и люди созданы не как предметы этого мира, а как богоподобные существа. Одним из свойств богоподобия является свободная воля, когда человек добровольно, а не по принуждению, делает выбор между добром и злом. Цель человеческого бытия – единство с Богом, вечное общение с Ним, преображение в Его надмирном свете.

Человек создан как образ Божий, и как свободная личность должен сам участвовать в деле своего спасения, то есть направить и утвердить свою волю в выборе добра. И здесь появляется негатив, как черная тень – возможность выбора зла. Но если не было бы выбора, то добро стало бы не свободным актом, а вложенной программой, то есть потеряло бы нравственное значение. Поэтому испытание и искушение являются пробным камнем для нравственности человека, даже больше, – условием, в котором укрепляется его воля и формируется личность.

Бог создал человека с внутренней автономией, как суверенное существо. Если бы не существовало этой автономии, то человек был бы биокомпьютером, слепым исполнителем, роботом, невменяемым и неответственным за свои поступки. Человек создан для общения с Богом и это общение должно быть добровольным: насильственное общение – уже не общение, а принуждение. Бог любит человека именно за то, что человек может ответно любить Бога; если бы не было у человека свободной воли, то он не был бы достоин божественной любви: ведь Бог не любит рыб или животных, Он дает им только нужное для существования. Любовь предполагает единство, а без свободной воли оно неосуществимо. Сама вечная жизнь для человека – динамичный процесс. Но здесь на земле он как личность получает свое направление – центробежное или центростремительное – и это движение продолжается в вечности.

Что касается наших праотцев, то Господь дал им возможность после падения восстать через покаяние. Вся священная история мира – это история потерянного и возвращенного рая, это история отношения каждой души к Богу.

Что касается греха, то ни ангелы, ни наши праотцы не были сотворены с уже действующим в них грехом. Грех – этот уклонение человеческой воли от воли Божией. В раю испытанием было запрещение касаться плодов древа познания добра и зла. Это было легкой заповедью, но исполняя эту заповедь, человек совершенствовался бы в послушании к Богу, в преданности и любви к Нему, то есть в познании добра. Человек, нарушив заповедь, познал под этим древом зло, вошедшее в мир и в него, – потерю благодати и бытие без Бога. Для сатаны испытанием в выборе добра и зла – аналогом древа познания, явился он сам: его красота, величие и слава. И он возомнил, что сам является божеством. Люцифер обещал ангелам свободу, но эта свобода оказалась потерей Бога, потерей истинного бытия и вечной гибелью. Ангелов свела с неба, а человека лишила рая гордость.

Однако надо объяснить сыночку, что Православие – это не философская система, которая познается только интеллектуально, а путь, ведущий к Богу, по которому надо идти. Только включенность в духовную жизнь расширяет границы религиозного познания человека. Кто хочет искренно познать истину, тот должен жить по истине, а она заключена в Евангелии.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили