Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/06/2012] Денис спрашивает:
Отец Рафаил! Вы знакомы со словами святителя Николая Сербского, содержащиеся в его поэтическом труде « Молитвы на озере», которые прославляют Лао-Цзы, Кришну, Будду, Заратустру.
Вы высказываете своё негодование по этому поводу. Но Вам не кажется, что в этих словах святитель Николай Сербский прославлял их человеческие качества, таланты, которые нашли своё выражение пусть даже и в заблуждениях?
И выражая своё уважение к их талантам («Да славится Будда…»), святитель Николай Сербский, как мне лично кажется, отнюдь не хотел этим сказать, что их учение верно, не желал, чтобы их учение распространялось и губило души людей. Ведь святитель не призывает же стать читателя кришнаитом или буддистом, но хочет указать на имеющиеся светлые стороны в учении Будды, Кришны, которые не противоречат нравственному учению христианства, хочет выразить уважение к их человеческой мудрости, как человек человеку выражает своё уважение. В таком случае, какой здесь грех?
Прошу прощения за то, что отнимаю у Вас силы и время. Храни Вас Господь! С уважением, Денис!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дионисий! Спасение без Христа не возможно. Господь назвал тех, которые приходили до Него в мир под видом спасителей, мессий, великих просвещенных, учителей человечества, и т.д. – ворами и разбойниками. Такое лжемессианство приписывали себе указанные святителем Николаем родоначальники религий и последующие ересиархи.
Учение Лао Цзы не признает Единого Бога; Его место занимает иерархия духов и некое таинственное дао, которое обычно переводится как путь. Даосизм, схожий с буддизмом, представляет собой конгломерат философских изречений, астрологии, магии, гаданий, и оккультной медицины.
В индийской религии кришнаизме богом объявляется сам Кришна и что характерно, поклонение любым божествам, духам и даже демонам воспринимается как поклонение единому Кришне. Кришнаиты проповедуют сексуальную любовь, во всех ее формах; а высшей формой считают порочную любовь, которая идет против всех нравственных норм и законов; они считают такое состояние вседозволенности, подобно древним сирийским гностикам, – свободой духа.
Характерно, что тезис кришнаитов «Любовь – выше нравственности» повторяют некоторые из современных христиан-модернистов, которые, может быть, не знают о его происхождении, но нюхом чувствуют, что здесь есть чем им поживиться и полакомиться.
Буддизм по природе своей агностичен; он отрицает Единого Бога, хотя признает гималайский пантеон божеств, которые ниже Будды и учатся мудрости у него. В буддизме само бытие сливается с понятием зла и спасение мыслится как освобождение от бытия, как состояние нирваны, где уничтожаются все проявления психической жизни на мысленном и эмоциональном уровне. Буддизм – религия духовного самоубийства.
Заратустра признавал два начала: доброе – Ормузда и злое – Аримана, как соавторов творения и мира. По этому учению человеческое тело нечисто; труп не закапывают в землю, чтобы не осквернять ее, а выставляют на съедение грифам.
По учению Заратустры (маздеизма) разрешается брак между всеми степенями родства, как, например, отца и дочери, бабушки и внука и т.д., что вызывало у христиан чувство ужаса и отвращение. Какая же слава может быть у Будды? Его слава – состояние смерти, умерщвление всех мыслей и желаний, растворение в великой пустоте.
Какая слава у других лжеспасителей? Теософия, в частности в лице Елены Блаватской, пыталась представить все религии как одно единое, а на самом деле смешать их, превратить в какой-то хаос. Она признавалась, что цель ее жизни – реабилитация сатаны, и даже издавала журнал, под названием «Люцифер».
Письменное слово, особенно епископа, обращено не к собственным интимным переживаниям, – а к своей пастве. Епископ – всегда учитель.
Говорить о том, что якобы хотел сказать святитель Николай Сербский, в противоречии его прямым словам, является уже областью фантазии. Каждый человек, в том числе святой, может ошибиться. Но тогда он должен публично осудить себя и взять свои ошибочные слава назад. Во всякой религии, во всяком философском учении можно найти что-либо хорошее; ведь зло прикрывается и маскируется добром. И в сатане при желании можно найти хорошее, а именно, что он труженик.
Вред сентенций святителя Николая усугубляется тем, что он назвал свое произведение «Молитва на озере»; кому он молится, кого призывает в молитве?
Очень жаль, что на крыльях поэтического вдохновения, похожего на космический восторг Тейяра, он залетел в чужой сад и тем навел тень на то доброе и ценное, которое сделал для Православия.
Помоги вам Господи.
|