Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[19/06/2012] Денис спрашивает:

Отец Рафаил! Здравствуйте! С самого раннего детства страдаю грехом рукоблудия. Сейчас мне 22 года, он до сих пор меня одолевает. В Церковь пришёл только в 17 лет (в 2007 году), начал знакомиться с верой, исповедоваться, причащаться, бороться с этим грехом.

Перестав совершать этот грех днём, он начал одолевать меня ночью, когда я нахожусь в состоянии полусна (сна) и фактически не могу контролировать свои действия, хотя иногда согрешаю и днём. В 2009 году решил заняться изучением  догматики, но стали возникать вопросы, сомнения, недоразумения и вера стала рушиться, а страсти набирать новую силу.

Сомнения и неверие одолевают и сейчас, хотя и не в такой степени. Теряю своё догматическое сознание, а когда пытаюсь восстановить его изучением хотя бы катехизиса, то внутри возникает какое-то отторжение, недоверие к догматам, неприязнь к ним.

В частности мучают сомнения, что Церкви Христовой уже не существует, так как её порочат модернисты, что у меня нет свободной воли и я не могу поэтому ничего делать для достижения спасения, возникают различные еретические и хульные помыслы. Что мне следует делать прежде всего, чтобы выбраться из этой ямы?

Ведь понимаю, что нужно очиститься от грехов и страстей и стремиться к обожению, а с другой стороны это не достижимо без правильного догматического сознания, да и желаю знать свою веру, быть утверждённым в её догматах, чтобы быть полноценным христианином, который и догматы содержит правые и живёт по воле Божией. Как найти золотую середину? Что делать?

Заранее благодарен. Денис.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Дионисий! Христианские догматы и богословие неотделимы от евангельских заповедей которые также представляют собой нравственные догматы, без которых спасения невозможно. Догматы и заповеди взаимосвязаны, так что повреждение вероучения вызывают искажение и порчу в моральных установках человека, а отклонение от нравственных норм разрушительно действует на догматическое сознание.

Особенно пагубно действуют в этом отношении два греха: гордость и блуд. Гордость – это перманентный бунт творения против своего Творца. В мировоззренческом плане гордость порождает такие философские течения, противостоящие христианству, как атеизм, пантеизм, деизм и агностицизм. Атеизм агрессивная форма гордыни, которая не хочет признать свою зависимость от Высшего Существа и существование интеллекта и силы, превышающих человеческий рассудок. Атеизм представляет собой веру в том, что Бога не существует, основанную на желании свободы от каких либо обязанностях перед Богом.

Атеизм может быть также порождением похоти и блуда, когда человек не хочет инее может расстаться со своими пороками и успокаивает себя тем, что Бога нет и со смертью кончается все. С первого взгляда может показаться, что атеизм это торжество плоского рационализма, однако, на самом деле, атеизм глубоко эмоционален; атеист не просто отрицает Бога, - он ненавидит Его как своего врага.

Пантеизм – это проявление гордыни в противоположной форме: человек обожествляет космос и себя самого. Пантеизм можно назвать философским эготеизмом – самобожием. Его наиболее радикальной формой является брахманизм, особенно шиваизм. Похоть в пантеистических учениях и школах рассматривается как вид космической энергии; и поэтому пантеизм, в некоторых случаях принимал вид оргиастических культов. Если атеизм отрицает Божество, то пантеизм – человеческую личность как константу, а сводит ее к модальности.

Деизм – это стертый атеизм. Он признает существование Бога, как творца, однако считает человека независимым и свободным от него. По мнению деистов, Бог сотворил мир, дал ему законы и затем удалился от своего творения, предоставив вселенной, как перпетуум мобиле вращаться вокруг себя самой.

Агностицизм представляет собой другой, завуалированный и смягченный вид атеизма. Если атеизм утверждает по отношению Божества решительно «нет», то агностицизм уклончиво заявляет: «Не знаю», что означает «знать не хочу». Это волевое «не знаю» является уничтожением веры, отказом от поиска Божества и истины, удушением мистического чувства и религиозных интуиций через сомнения и скепсис.

Поэтому, практически, он тот же атеизм, отрицающий богообщение, богопознание и богоискательство. Он характерен как индифферентность к вопросам мировоззрения, и в этом отношении сближается с позитивизмом.

Мы упомянули о страсти блуда и похоти, которые извращают религиозное чувство и сознание человека. В Евангелии написано: «Блажены чистые сердцем, потому что они Бога узрят». Внутренне-религиозная жизнь и правильный опыт богообщения непременно требуют от человека чистоту души и борьбу со страстями. Душа должна стать подобна зеркалу, отражающей свет. Похоть и блуд покрывают душу грязью и гноем, парализуют и извращают религиозное чувство.

Человек, отдавшись блуду, начинает в глубине души ненавидеть Бога, и на уровне сознания эта ненависть переходит в отвержении христианских догматов. Человек интуитивно чувствует ответственность за свои поступки, грязь и гибельность своего состояния, но вместо покаяния и исправления жизни пытается анестезировать эту тревогу и боль уверением себя, что религия это невежество, мифология, беспомощность человечества, находившегося в состоянии детства. Он нередко начинает кощунствовать и издеваться над религией, чтобы заглушить голос собственной совести.

Религия, прежде всего, - достояние человеческого сердца, а через блуд наступает омертвение сердца: человек теряет чувство Бога; он усилием воли заставляет себя не думать о смерти и вечности; он забывает о тех религиозных переживаниях, которые, может быть, испытывал когда-то раньше. Случается, что у человека, поправшего нравственные основы, остается смутное и искаженное мистическое чувство и тогда он стремится удовлетворить его в оргиастических религиях, где обожествляется и культивируется сексуальная сила, присущая животной стороне человека. Эти состояния являются питательной средой для экстатических религий, оккультных сект и сатанинских союзов.

Демон поймал вас в том, что вы, вместо того, чтобы начать духовную жизнь с борьбы с похотью и другими страстями, схватились за высокое богословие и поэтому терпите фиаско. Когда я говорю о чистоте души, как основе религиозного гносиса, то не подразумеваю какой-то безгрешности: грех пронизал нас, как дрожжи тесто; я говорю здесь о борьбе с грехом, о противостоянии ему через молитву и бдением над сердцем.

Наше спасение и относительная чистота – в покаянии, стяжании благодати и беспрерывной борьбе с собой.

Вы пишете, что продолжаете совершать грех в полусне, но, простите, ведь не в сомнамбулическом состоянии? Значит, допускаете его мысленно в течение дня, значит, до конца не отвергли его, не возненавидели его и не принесли глубокого покаяния. А этот полусон – состояние расслабления и неги, но воля здесь полностью не исключена. Мне кажется, что в настоящее время вам надо бросить заниматься богословием – для вас достаточно знать Символ веры и те богословские истины, которые содержатся в церковном богослужении.

Вам необходимо иметь духовного отца и быть в послушании у него, ограничить свое чтение, по крайней мере, в первое время, Евангелием с толкованиями и житиями святых святого Димитрия Ростовского. Из практических советов могу посоветовать вам: спите на жесткой постели, старайтесь, чтобы в комнате было прохладно, а если перенесете, то даже холодно; имейте ночной халат, похожий на подрясник и спите, опоясавшись поясом, с четками в руках.

Принимайте пищу не позже, чем за несколько часов до сна, берегите слух и язык, не смотрите картин, которые могут возбуждать похоть, вообще старайтесь забыть об этой стороне жизни. Не опускайте молитвенных правил, особенно на сон грядущим. Пока не справитесь с грехом рукоблудия, читайте вместо Иисусовой молитвы молитву мытаря «Боже, милостив буди мя грешному. Боже, очисти мя грешнаго».

Старайтесь никого не осуждать, не настаивать на своем мнении и вообще заниматься своими делами. Избегайте двух крайностей: отчаяния в своем спасении и ложной надежды, что Бог спасет всех людей, независимо от их дел, которая есть тайная уловка похоти – обратить милосердие Божие во зло и этим усыпить человека.

Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили