Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[20/07/2012] Священник Владимир спрашивает:

Доброго здоровья отец Рафаил! Благословите!

В последние годы Вам все реже задают вопросы о молитве, особенно Иисусовой, может быть поэтому все реже появляется возможность задавать Вам вопросы. Может ли спастись не очень деятельный и малоспособный священник? Если можно, ответьте, какие трудности Вы сами испытывали при научении Иисусовой молитве.

Я начал 8 лет назад молиться по четкам, получил некоторые краткие указания от священника, прослужившего 10 лет моложе меня младше также на 10 лет; его учил кто-то из священников, побывавших на Афоне и как то само собой я начал с сердечной молитвы, другие- устная, умная ну никак не идут. Просто все тогда расклеивается. А так вообще все нормально, но.

При одном настоятеле часто сердце болело, особенно во время отдыха с молитвой между службами и долго после беседы с помощником наместника одного из монастырей. Хотелось бы понять причину, чтобы избежать того же впоследствии. Еще учился у монахини: совсем другое дело как небо и земля, и ни жара в голове, ни страшной сонливости. Пока чередую.

Заметил, что одни и те же люди по-разному реагируют на то и другое. Некоторым мой "Афонский" метод не нравится. Смотрел в Интернете фильм о Вас пробовал подражать молитве, но не пошло, видимо нужно непосредственное общение или не достоин.

Прошу помолиться о рабах Божиих иерее Владимире, Елене, Екатерине и Михаиле.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Отец Владимир! Спасение зависит от произволения человека, от его решимости жить по воле Божией, а не от талантов и способностей. С того, кто получил один талант, не потребуется 10 талантов. Человеческие недостатки восполняют покаяние и смирение.

Свой путь Иисусовой молитвы я не считаю назидательным, поэтому остановлюсь на некоторых советах и предостережениях старцев, которые слышал от них или их учеников. Надо заметить, что у каждого человека есть собственная индивидуальность и его духовный путь не может быть копированием и повторением пути других людей, даже подвижников. Поэтому надо выбрать свой путь, свою тропинку, учитывая опыт предыдущих поколений.

Как начать заниматься Иисусовой молитвой? Большинство старцев советуют начать с устной молитвы. Схиархимандрит Серафим Глинский, недавно причтенный к лику святых, советует сосредотачивать свое внимание на движении губ во время молитвы. Схиигумен Савва Печерский считал наилучшим руководством для новоначальных поучение русского инока Дорофея, книга которого «Цветник» издана в наше время на славянском и русском языках. Эту книгу очень одобрял святитель Игнатий Брянчанинов.

Инок Дорофей советует новоначальным держать внимание под кадыком, там где рождается устное слово. Покойный архимандрит Иоанн Маслов советовал стараться упростить себя до состояния маленького ребенка, который просит отца и мать, с надеждой, что родители не откажут ему. Митрополит Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга) предупреждал, чтобы занимающийся Иисусовой молитвой не оставлял бы богослужений и чтения Псалтири.

Он говорил, что только в пустыне возможно восполнить все одной Иисусовой молитвой, а среди людей необходимо питаться разнообразной духовной пищей. Его ученик рассказывал, что когда был юношей, то решил заниматься только Иисусовой молитвой. Первое время он чувствовал себя окрыленным, но затем молитва начала иссякать, стала рассеянной и поверхностной, и в один день он обнаружил, что не имеет никакой молитвы, будто сердце его заглохло, и он никогда не знал имени Иисуса Христа.

Митрополит Зиновий назначил ему правило: два канона Иисусу Христу и Божией Матери, а также неопустительно читать утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Псалтирь. После этого Иисусова молитва постепенно возобновилась. Схиигумения Мария Соколова, видя, как монах читал молитву про себя по четкам, сказала, что он читает слишком быстро, пробегая пальцами по узлам четок, что такая молитва не может быть внимательной, что он пошел по легкому пути – протянуть большее количество четок, забыв о главном – соединении ума со словами молитвы. Тот обратился за этим вопросом к митрополиту Зиновию, который посоветовал ему назначить определенное время для молитвы и молиться, не обращая внимания сколько он прочитал молитв за это время.

Схиархимандрит Херувим, живший в селе Ахкерпи, говорил, что вначале надо стараться во время молитвы очищать ум от помыслов. Если человек будет упражняться только в этом делании (бдении над умом), то постепенно раскроется сердце и будет откликаться на слова молитвы. Когда одного известного старца новоначальный монах спросил, где находится сердечное место, о котором писали святые, то он с гневом крикнул на него: «Куда ты лезешь!?».


Когда схиархимандрита Виталия (Сидоренко) спросили, как он достиг Иисусовой молитвы, то тот ответил: «Это так трудно, как ресницу завязать в узелок». Некоторые старцы советовали просить Божию Матерь о даровании Иисусовой молитвы.

Отец Владимир, я посоветую вам несколько раз внимательно перечитать статьи святого Игнатия Брянчанинова о Иисусовой молитве, помещенные в первом и втором томах его сочинений.

Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили