Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[07/07/2012] Димитрий спрашивает:
Благословите, батюшка
Отче помогите. У меня полный крах в духовной жизни. Если еще год назад я проводил Великий пост по монастырскому уставу, молился, то в нынешний Рождественский пост провел в тихом пьянстве, тайком от семьи и друзей. В храме постоянно думаю – скорее бы все закончилось. Надоело.
Внутреннее раздражение при мыслях о молитве. Чем дальше - тем хуже. Умом я еще все понимаю, но с каждым днем сделать что-либо все труднее и труднее. Уже не молюсь, не соблюдаю пост. Паралич, раздражение и даже агрессия.
При этом с удовольствием начал учится на богословском факультете - с интересом читаю, изучаю соответствующую литературу. Люблю говорить и рассуждать на духовные темы с друзьями и неверующими, поучать. Хочется плакать от таких метаморфоз - а ведь я еще думал стать священником. А оказывается, не достоин вообще зваться православным христианином.
Помогите отец. Прошу ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! Духовный путь это не ровная дорога; здесь то подъем, то спуск, то неожиданный обвал. Часто приходится идти ползком, а иногда из-за опрометчивого движения скатываться вниз, как будто человек потерял почву под ногами. Духовная жизнь еще похожа на погоду: то светит солнце, то идут дожди, то внезапно подул ветер. Редко, кто избежал состояния духовного холода – подавленности и уныния.
Даже у подвижников были периоды богооставленности, и им казалось, что само небо закрыто для них. Демон позавидовал вам и хочет погасить вашу прежнюю ревность по Богу своим мертвящим дыханием. Представьте, что в вашей душе борются за вас ангел и демон. Кто победит? - Тот, на чью сторону станет ваша воля.
Помните, что вас никто другой не заменит. Какой может быть исход вашего духовного испытания? Или продолжающееся падение, отчуждение от Бога и даже раздражение, что Бог вообще существует; или, решимость победить свои страсти, не пожалеть себя и идти за Христом. Тогда не только простятся ваши грехи, но прошлые искушения могут дать вам опытность для будущего; если вы станете пастырем, то будете помнить о том, как сильны наши страсти и демонические испытания, и как слаб человек.
Начало всякого греха – гордость; это великая слабость, которая постоянно подводит человека. Гордость многолика. Надо определить ее характер и постоянно бороться с ней. Нужно принести глубокую исповедь во всей своей жизни перед духовником и обращать особое внимание на состояние сердца. Надо учиться науке очищать сердце - «богословию сердца»; без этого богословие одного рассудка уведет вас в мир абстракций, и вы будете говорить о вере не из-за желания спасения людей, а чтобы покрасоваться перед ними и самим собой.
Поэтому, я думаю, что вы должны предпочитать молитву чтению. Пока что вы видите свой духовный упадок, но не надо откладывать свое исправление, иначе вы можете потерять то самосознание, которое еще имеете. Если вы не будете принуждать себя к молитве и бдению над сердцем, хотя бы с трудом и болью, то можете или потерять веру или попасть в лапы либералов, раскольников, модернистов, теософов или еще в какое нибудь другое болото, где ласкают и утешают ложью и анестезируют совесть духовными наркотиками.
Еще совет: если вы начнете исполнять молитвенное правило и заниматься Иисусовой молитвой, то не стремитесь ни к каким духовным высотам, а стойте перед Богом с чувством покаяния – постройка дома начинается не с крыши, а с котлована для фундамента.
Прочитайте книгу святого Феофана Затворника «Путь к спасению» так, как будто святой Феофан написал ее лично для вас. Просите, чтобы Господь дал вам решимость и силы.
Призываю на вас Божие благословение. Взаимно прошу молитв.
|