Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[02/07/2012] Игорь спрашивает:

Здравствуйте о.Рафаил и благословите.

Вопрос такой: можно ли читать правила, Псалтирь, акафисты про себя, не вслух; если нет возможности уединения и сосредоточиться на словах молитв, если рассеивается внимание при чтении вслух, очень трудно стало читать Евангелие именно по этой причине.Как быть в таких случаях.

И 2-й вопрос, вернее вопросы: при чтении Псалтиря, Евангелия,возникают стойкие хульные помыслы и страх смерти,и в храме на молитве тоже это бывает. Объясните, пожалуйста, причины и как этому противостоять.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Игорь!

1. Можно читать молитвенное правило, Псалтирь и Священное Писание про себя, если это более подходит к внешним обстоятельствам, и помогает лучше сосредоточить внимание. Только, читая про себя, следите, чтобы подсознательно не переходить на быстрое чтение, а молитесь в таком же темпе, в котором привыкли молиться вслух. Надо сказать, что в древние времена Псалтирь и молитвенные правила обычно читали устно, и когда святитель Амвросий Медиоланский, исполняя правило у себя в келии, молился про себя, то некоторые удивлялись и считали это новшеством. Про себя было принято говорить Иисусову молитву и другие краткие молитвословия или собственные обращения к Богу. Теперь, когда обычай – собираться всей семьей вместе на молитву почти исчез, то индивидуальная молитва стало обычной.

2. Святые отцы учат нас, что хульные помыслы это не наши грехи, как, например, похотливые помыслы и нечистые образы, а мысли демона, который, пролетая мимо нас, отпечатлевает хульные мысли в нашем сознании, чтобы ввести нас в состояние растерянности и уныния. Некоторые даже боятся взглянуть на икону, чтобы не появился кощунственный помысл, а демону только и надо отвлечь от молитвы. Самая действенная борьба с хульными помыслами – это не обращать на них внимания, помнить, что они не наши, а наносные и чужие. Наш ум не рождает таких помыслов; он похож на экран, где мелькают, независимо от нас, эти мысли и картины. На хульные помысли надо отвечать: «Я не соизволяю» и спокойно продолжать молитву. Что касается внезапных и непонятных приступов страха, то это также демоническое наваждение.

Преподобного Антония Великого устрашал демон образами чудовищ и змей, которые бросались на святого, чтобы растерзать его на части; но подвижник отвечал на эти искушения: «Дьявол, борьбой со мной ты показываешь свою слабость. Если б ты мог, то не пугал бы меня, а уничтожил сразу». От призраков смерти, навеянных от демона, в душе наступает какая-то безысходность: человеку хочется бежать, но куда он не знает сам. Но есть память смерти от Бога, которая заставляет человека строже и относиться к своим поступкам и следить за внутренней жизнью. В противоположность демоническим страхованиям, она приносит душе покаяние, мир и спокойствие. Такая память о смерти – один из даров благодати; она освобождает человека от ненужных тревог, суеты и несет в себе свет надежды.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили