Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Вознесения Господня!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[22/03/2005] Илья Валерьевич спрашивает:

Сам я - светский живописец, и,как православного, меня волнуют вопросы выбора тематики для своих картин. Является ли изображение антично-мифологических сюжетов их пропагандой? И насколько можно быть христианином, восхищаясь наследием классических авторов Греции и Рима? Насколько аморален жанр ню с точки зрения Церкви? Является ли любодеянием изображение обнаженного женского тела или пропагандой оного? А изображение мужского тела, следовательно, вообще противоестественно для художника мужского пола и смахивает на мужеложство? А если мне позировала натурщица, то не растлеваю ли я ее в этот момент? Несет ли автор ответственность перед Богом и Церковью за возможное косвенное зло? И насколько морально показывать человека, творящего зло? В Православии, в отличие от Католицизма нет широко распространенных изображений Страстей Христовых, значит ли это, что тема жестокости физической расправы табуирована и недопустима в изобразительном виде? Или же это исключительно специфика более позднего развития Российской живописной традиции?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Илья Валерьевич! Христианство не признает искусство ``ради искусства``. Оно требует, чтобы искусство служило делу нравственного совершенствования человека. Искусство должно очищать от грязи человеческую душу, а не обременять ее страстями. В православном искусстве вид обнаженного человеческого тела вообще не допустим, как недопустимо ходить нагим по улице. В теологическом значении искусство должно возводить душу человека от земной красоты к небесной, от творения – к его Создателю. Античная – языческая и христианская культуры имеют различные основания: первый – пантеизм, второй – теизм. Античное искусство не знало трагедии первородного греха, и поэтому для него все естественное, в том числе биологизм во всех его проявлениях, казалось эталоном красоты, по крайней мере не вызывало отрицания. Христианство открыло нам глаза на самих себя: мы увидели себя больными, но Христос дал средство – божественную благодать, чтобы исцелить нас. В песнопениях Иоанна Дамаскина содержатся слова: «Я образ неизреченныя Твоея славы, хотя и ношу язвы грехов». Искусство должно помочь человеку просветить образ Божий в душе человека, а не заражать его бациллами греха, то есть усугублять болезнь. Отвечу на второй вопрос. Православное распятие Христа чуждо западному натурализму. Здесь, прежде всего, Христос Победитель смерти и ада. Страдания Христа нельзя свести к одной физической боли; они более глубоки. Поэтому православная икона, благоговея перед ними, избегает формы грубого биологизма. Икона это не портретное изображение, а образ, соединенный с символом. В иконе проявляется религиозное целомудрие, которое отверг разгоряченный ум западного визионера.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили