Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[26/03/2012] Андрей спрашивает:
Дорогой отец Рафаил!
Недавно наткнулся на статью отца Андрея Кураева под названием "Фантазии архим. Рафаила Карелина о языке православной иконы" где отец Андрей жестко критикует вашу книгу. Вы в своей книге пишите «Икона прекрасна тогда, когда она зовет человека к молитве, когда душа ощущает динамичное поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света».
Отец Андрей пишет "Икона должна способствовать молитве и всё. Всякое мечтание при молитве воспринимается святыми отцами единогласно как нечто вредное и опасное. А здесь читателю предлагают ощутить «динамичное поле энергий и сил».
Далее вы пишите "Кроме того, каждое вещество имеет свою эманацию свое воздействие на человека" эманация минералов — далеко от христианства. Вообще, в контексте «психобиологических ритмов человеческого организма» всё это звучит как выдержка из оккультного трактата.
В конце скажу, что мне в целом Ваша книга понравилась, но не могу не соглaситься с мнением отца Андрея что в книге есть романтические черты Флоренского и Трубецкого.
Прошу помините меня раба Божего Андрея в Вашей молитве.
P.S. Если возможно прошу дать ответ на всю статью.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Статью написал не Кураев, а другой человек.
1. Он путает мечтания и фантазии с молитвенными переживаниями. переживаниями на молитве, визуальные представления – с чувством благодати, которая реально пребывает на иконе, особенно на чудотворных иконах.
Здесь не фантазия, осужденная святыми отцами, а возможность приобщиться этой благодати; это как бы ответ на молитву, произносимую с верой и надеждой. Святые отцы, в том числе праведный Иоанн Кронштадтский, советуют донести до сердца каждое слово молитвы. Неужели мой оппонент считает аскетическим трезвением – стоять на молитве без чувств, как остолоп?
2. Каждый физик может сказать, что кристаллы излучают энергию; на этом основана лазерная техника. Кроме того, каждый цвет имеет свою длину и частоту волн. Мой оппонент увидел в этом что-то магическое.
3. Человеческий организм и окружающая нас природа имеют свою ритмику. Простейшей ритмикой человеческого организма является пульс и дыхание. Энергетика внутренних органов также имеет свои периоды. Всякая болезнь сопровождается расстройством ритмики организма. Ритмике подчинен макро и микрокосмос.
Надо сказать, что календарь это искусственная система, стремящаяся отразить ритмику ближнего космоса по отношению к земле. Отмечу, что юлианский календарь в своем построении строго ритмичен; а что касается григорианского календаря, то его ритмы нарушены, так что его образно можно сравнить с больным аритмией.
4. Ритмика и ее законы относятся к сотворенному миру, а Божество, как абсолютный Дух, всесвободно. В бытии Божества нет циклов. Мой оппонент, наверное, не знает, что оккультисты от древних гностиков до Штайнера, считают Бога не всесильным, а подчиненным неким ритмам и законам, которые обуславливают его состояние и деятельность.
Оккультисты хотят проникнуть в тайну этих законов и через них управлять Божеством. Ошибка – отвергать ритмы в сотворенной природе, так как приписывать ритмы Божеству, Который стоит выше всех законов.
5. Мой оппонент, с высокомерным самомнением отзывается о Флоренском и Трубецком. Хотя я и не последователь Флоренского, но должен отметить, что в своей работе «Иконостас», он убедительно, даже проникновенно, показывает духовное превосходство православной иконы над живописью ренессанса.
Говорить о Флоренском и Трубецком тоном превосходства – я считаю ребячеством, если не сказать сопливостью.
Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.
|