Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Вознесения Господня!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви



[26/03/2012] Андрей спрашивает:

Дорогой отец Рафаил!

Недавно наткнулся на статью отца Андрея Кураева под названием "Фантазии архим. Рафаила Карелина о языке православной иконы" где отец Андрей жестко критикует вашу книгу. Вы в своей книге пишите «Икона прекрасна тогда, когда она зовет человека к молитве, когда душа ощущает динамичное поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света».

Отец Андрей пишет "Икона должна способствовать молитве и всё. Всякое мечтание при молитве воспринимается святыми отцами единогласно как нечто вредное и опасное. А здесь читателю предлагают ощутить «динамичное поле энергий и сил».

Далее вы пишите "Кроме того, каждое вещество имеет свою эманацию свое воздействие на человека" эманация минералов — далеко от христианства. Вообще, в контексте «психобиологических ритмов человеческого организма» всё это звучит как выдержка из оккультного трактата.

В конце скажу, что мне в целом Ваша книга понравилась, но не могу не соглaситься с мнением отца Андрея что в книге есть романтические черты Флоренского и Трубецкого.


Прошу помините меня раба Божего Андрея в Вашей молитве.

P.S. Если возможно прошу дать ответ на всю статью.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Статью написал не Кураев, а другой человек.

1. Он путает мечтания и фантазии с молитвенными переживаниями. переживаниями на молитве, визуальные представления – с чувством благодати, которая реально пребывает на иконе, особенно на чудотворных иконах.

Здесь не фантазия, осужденная святыми отцами, а возможность приобщиться этой благодати; это как бы ответ на молитву, произносимую с верой и надеждой. Святые отцы, в том числе праведный Иоанн Кронштадтский, советуют донести до сердца каждое слово молитвы. Неужели мой оппонент считает аскетическим трезвением – стоять на молитве без чувств, как остолоп?

2. Каждый физик может сказать, что кристаллы излучают энергию; на этом основана лазерная техника. Кроме того, каждый цвет имеет свою длину и частоту волн. Мой оппонент увидел в этом что-то магическое.

3. Человеческий организм и окружающая нас природа имеют свою ритмику. Простейшей ритмикой человеческого организма является пульс и дыхание. Энергетика внутренних органов также имеет свои периоды. Всякая болезнь сопровождается расстройством ритмики организма. Ритмике подчинен макро и микрокосмос.

Надо сказать, что календарь это искусственная система, стремящаяся отразить ритмику ближнего космоса по отношению к земле. Отмечу, что юлианский календарь в своем построении строго ритмичен; а что касается григорианского календаря, то его ритмы нарушены, так что его образно можно сравнить с больным аритмией.

4. Ритмика и ее законы относятся к сотворенному миру, а Божество, как абсолютный Дух, всесвободно. В бытии Божества нет циклов. Мой оппонент, наверное, не знает, что оккультисты от древних гностиков до Штайнера, считают Бога не всесильным, а подчиненным неким ритмам и законам, которые обуславливают его состояние и деятельность.

Оккультисты хотят проникнуть в тайну этих законов и через них управлять Божеством. Ошибка – отвергать ритмы в сотворенной природе, так как приписывать ритмы Божеству, Который стоит выше всех законов.

5. Мой оппонент, с высокомерным самомнением отзывается о Флоренском и Трубецком. Хотя я и не последователь Флоренского, но должен отметить, что в своей работе «Иконостас», он убедительно, даже проникновенно, показывает духовное превосходство православной иконы над живописью ренессанса.

Говорить о Флоренском и Трубецком тоном превосходства – я считаю ребячеством, если не сказать сопливостью.

Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили 


Цены на квартирные счетчики тепла в Москве. Опт и розница! Наличие
водочет.рф