Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5878
Православный календарь
Книги 50
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Поиск потерянной тропыПоиск потерянной тропы

Книга архимандрита Рафаила Истинная жизнь - во ХристеИстинная жизнь - во Христе

Книга архимандрита Рафаила В чём истинная жизньВ чём истинная жизнь

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[17/01/2012] инокиня Иннокентия спрашивает:

Отец Рафаил, благословите. Благодарю Вас за духовную помощь, которую Вы оказываете всем нам.

1. До воцерковления увлекалась писательством, развила нездоровую эмоциональность и фантазию. Вот уже много лет испытываю страх перед положительными переживаниями на молитве, в храме. Во всем подозреваю банальную психологию, влияние эмоций, воспоминаний. Стараюсь отгонять их, не вживаться. Радуюсь душевной сухости, бесчувствию, когда приходится холодным волевым усилием произносить молитву. Думаю, что лучше так молиться, чем впасть в прелесть. Нет ли здесь ошибки?

2. Мучает то, что нет полного доверия настоятельнице в отношении внутренней жизни. Внешнее послушание стараюсь исполнять, но как духовного руководителя не могу воспринять полностью. А ведь при монашеском постриге будет дан обет послушания, и сестры вручаются Игумении как старице. Как давать обет, если знаешь, что абсолютного послушания в духовных вопросах оказать не сможешь? И как определить границу, за которой рассуждение превращается в самочиние?

Прошу Ваших святых молитв.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Мать Иннокентия!

1. Холодная и сухая молитва лучше, чем эмоционально-горячая, как бы кровяная, связанная с воображением. Но и одна и другая недостаточны. Холодная молитва это умственная молитва, головная молитва, лишенная внутреннего общения с тем, кому молимся. Мне кажется, что у вас нет четкой границы между душевным и духовным и поэтому вы впадаете в другую крайность: стараясь отсечь душевное, отсекаете духовное. Душевная горячность связана с внутренним превозношением, чувством собственного избранничества, жаждой новых разнообразных впечатлений и знаний, пристрастием к мирской красоте как самоцели. Когда такое состояние проходит, то душа не ощущает облегчения и просвещения. Можно сказать, что душевная радость это мутная радость, на время, как вино, опьяняет человека. Духовное переживание оставляет после себя глубокий мир и покой сердца. После него у человека притупляется желание знать что либо мирское, исчезает любопытство к внешнему и даже любознательность ума.

Духовное чувство похоже на родник чистой прозрачной воды; в нем сердце находит не восторги, а покой. Мне кажется, что вы недостаточно дифференцируете эмоции и сердце. Эмоции это периферия сердца, это околосердечная зона; они врываются в сердце извне. А духовные чувства возникают в глубине сердца; они не идут извне, они пробуждаются в самом сердце. Вспышки блудных мыслей во время молитвы означают, что человек вызвал змея, гнездящегося в душе, на бой, но бороться с ним не сумел и змей покусал его.

Для того чтобы бороться с этим змеем, надо отбросить и забыть все мирское: представления, привязанности, знания, все сведения, почерпнутые их психологии, философии и т.д. - все это чуждо духовной жизни. Один из преподобных сказал: «Я сжег все, чтобы воссоздать себя». Если вы будете искать опоры в интеллекте, еще порабощенном мирскими представлениями, то одно заблуждение будет сменяться другим. Апостол Павел пишет: «Душевный духовного не разумеет». Чтобы обогатиться духовно, монаху надо обнищать душевно.

2. Монастырская жизнь основана на послушании. Наши руководители не безгрешны. Они люди, с человеческой ограниченностью и несовершенством, и у них есть свои слабости и недостатки, которые могут проявляться через ошибки. Но большей частью такие ошибки вредят им самим, но не мешают спасению насельников монастыря. Слушая своих руководителей, человек учится смирению, а смирение низводит в душу благодать. Критикуя, обсуждая, возмущаясь мнимыми или действительными ошибками игумена или духовника, человек приобретает гордость, вернее, гнойник гордости, находящийся в душе каждого из нас, воспаляется и увеличивается все больше.

Не слушаться можно лишь в том случае, если нам приказывают делать то, что несовместимо с православной верой и евангельскими заповедями, и то, нам нужно решать не самим, а посоветоваться с опытными людьми, которые не включены в поле наших страстей и поэтому могут более объективно оценить ситуацию. Иначе нас может обмануть демон. Если вы не хотите ни с кем советоваться, а полагаетесь на себя, то, значит, вы считаете себя, хотя бы в подсознании, умнее всех других, окружающих вас, а это тяжелое и опасное духовное состояние. Гордость лечится и то не всегда успешно – скорбями, болезнями, а иногда даже падениями, чего не желаю вам.

Настоятельница не учит вас ереси? – нет. Не запрещает вам заниматься внутренней Иисусовой молитвой? – нет. Не очень хвалит вас? – нет. Значит все хорошо – спастись можно.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2021 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили