Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[29/03/2012] Наталья спрашивает:

Благословите отец Рафаил! Я хотела спросить, почему в православной вере необходимо всю жизнь очищать свое сердце, каяться, трудиться, чтобы стяжать Дух Святой,ведь Христос уже выкупил нас своей кровью и муками?

Прошу Ваших святых молитв за Димитрия и Наталью. Спаси Вас Господи за ваши труды.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Наталия! Господь принес в жертву Себя за наши грехи: Невиновный – за виновных, Создатель – за Свое творение. Справедливость и любовь являются онтологическими свойствами Божества – они слиты друг с другом. В Его крестных страданиях и смерти любовь не разлучилась от справедливости и Божество осталось тождественным Самому Себе.

Человек создан по образу Божьему, не предметом, а личностью, со свободной волей и со способностью нравственного выбора. Бог не отнимает назад Своего дара, и спасение не может осуществиться механически, как амнистия заключенных, перед которыми раскрываются двери тюрьмы. Спасение, кроме искупления, включает в себе возвращение потерянной благодати, восстановление личности, пораженной грехом, в ее первозданной целостности.

Цель спасения – вечная жизнь, как вечное богообщение, вечное приближение к Божеству, переход от одной степени благодати к большей, что на святоотеческом языке называется обожением. Здесь необходимо участие самой человека, синергия благодати и человеческой воли. Хотя после искупления человек перестал быть пленником греха, преступником, приговоренным к вечной смерти, но Господь не уничтожил действие первородного греха в природе человека, так как в этом случае, Он уничтожил бы человека, как свободную личность.

Здесь возникает важный сотериологический вопрос: что такое спасение, в чем состоит оно? Ад побежден, но ад через страсти живет и действует в самом человеке. Рай открыт, но надо иметь царство Божие в своем сердце, чтобы войти в царство Небесное. Грехи и страсти – препятствие для действия благодати, поэтому человек должен бороться с грехом и с помощью Божией побеждать его.

Итак, искупление – возможность получить царство Божие. Но для этого необходима победа над грехом в самом человеке и стяжание Духа Святого. Свобода воли – великий дар, который отличает человека от остальных обитателей земли. Бог не нарушает эту нравственную автономию человека. Он открывает путь, дает силы, помогает человеку в деле спасения, но не отнимает у него дара свободы выбора, не превращает человека в биомашину, с заданной программой добра.

Когда добро совершается и усвояется активно человеком, тогда благодать перестает быть внешней силой для него, а становится внутренним фактором его жизни. Если бы Бог в искуплении уничтожил бы грех в человеке, то личность человека с правом самоопределения была бы уничтожена, стала бы фикцией, и человек превратился бы в предмет.

Если бы грешник, со своими страстями был бы взят в рай, то и там он беспрерывно нарушал бы волю Божию; более того, внешний рай, без внутреннего рая мучил бы его, как от яркого света страдают больные глаза.

Поэтому Бог может спасти человека только с участием самого человека. Но мало одного желания человека, его пассивного согласия на спасение; нужно еще совершить подвиг воли: с помощью благодати пройти путь борьбы со страстями, эгоизмом, гордыней, духом мира и демоническими силами. Венчается победитель. Венец победы, которым награждается душа, пройдя все испытания, - это сугубая благодать в вечной жизни; получив ее, человек уже не может грешить.

Поэтому царство Небесное – не временное, а вечное состояние. Без веры и борьбы с собой, без жизни по Евангелию, человек по смерти не может получить эту сугубую благодать, а если бы даже получил, то не смог бы ее воспринять и усвоить.

Господь искупил нас от власти демона и ада, но не уничтожил действия первородного греха в природе человека. В метафизическом плане мы освобождены от демонического плена, а в земном плане мы вооружены благодатью Божией для того, чтобы бороться с первородным грехом, передающимся от поколения к поколению, и личными грехами, приобретенными нами. В этой борьбе укрепляется наша воля и созидается наша личность; в этой борьбе мы начинаем понимать силу добра и пагубность зла. Если бы не мучительная борьба с грехом, то мы в нашем страстном состоянии легко повторили бы адамов грех и снова разорвали бы свой союз с Богом.

Таким образом, Господь дает нам стяжать опыт борьбы, возможность выбирать добро и отвергать зло, и этим самым подготовиться к вечной жизни. Господь пришел искупить и исцелить нас, но не подменить нашу природу и личность. Нам надо бороться с собой и противостоять демону, который потерял прежнюю силу и уже не повелитель, а обольститель. Побеждать в этой борьбе мы можем только покаянием, стремлением жить по Евангелию и стяжанием благодати.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи вам и Димитрию. Взаимно прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили