Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[06/03/2012] Иулиания спрашивает:
Отец Рафаил, Благословите!
О каких грешниках поется в стихе пасхального канона: "Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся"?
Этот стих вызывает некоторое смущение, так как Господь не желает смерти грешника, но "еже обратитеся и живу быти ему". И еще приходит мысль, что радоваться погибели грешных людей не хорошо. Если речь идет о лукавых духах, то почему их называют грешниками, разве это название не относится только к человеку?
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Иулиания! Первый грешник, заразивший всю землю грехами, – сатана, и, вместе с ним, его клевреты – падшие ангелы. Грех слился с демонами так, что для них уже невозможно исправление и возвращение к Богу.
Человек – не изобретатель греха, он пал под обольщением и воздействием сатаны; если можно так сказать, человек – «второгрешник»: грех, уже вошедший в космос, отразился в нем. Но в отличие от демонов, грех не поразил до конца природу человека. В нем остался потенциал добра и, поэтому, возможность к спасению.
Состояние демонов – это состояние духовной смерти; состояние человека – состояние больного, у которого два исхода: выздоровление или смерть. Поэтому Церковь не проклинает грешников, а молиться об их покаянии и спасении.
Что касается демонов, то они уже погибли; это духовные трупы, и грех может исчезнуть только с ними. В Апокалипсисе написано, что сатана будет брошен в огненное озеро, то есть, изъят из космоса, как был изгнан с небес.
Приведенная вами пасхальная песнь – гимн победы, добра над злом, света над тьмой. Эта пасхальная песнь говорит о том времени, когда в огне благодати Божией обновится мир и будет новая земля и новое небо.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|