Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[11/05/2012] Алексей спрашивает:

Многоуважаемый о.Рафаил! Для нас большая милость задать Вам вопросы:

1. Как Вы относитесь к творчеству Н.М.Новикова, автора объемной книжной серии "Путь умного делания" (4 тома "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий", "Меч воина", "Подвиг в миру" и др.)? Что следует учитывать при ее изучении и на что ориентироваться?

2. Какая, по Вашему, деятельность, после молитвы, является наиболее благотворной в противодействие антихристианскому устроению современной жизни в России?

3. Как вы расцениваете деятельность современных православных антиглобалистов и патриотов (В.Филимонов, Ю.Воробьевский, Е.Козенкова, Г.Царева, Т.Грачева и др.)? Что учитывать при участии в их деятельности?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей!

1. Книги "Путь умного делания" являются не плодом личного творчества, а сборниками, объединенными одной тематикой – как в наше время научиться Иисусовой молитве. В них изречения святых отцов, а также современных делателей Иисусовой молитвы, приведены в некую систему; при этом автор не навязывает своего мнения, а предлагает обширный материал.

Опыты Иисусовой молитвы, приведенные в этих книгах, неравноценны по своему характеру и значимости. Здесь отражены индивидуальность характера и образ жизни разных подвижников. Поэтому человек, который пользуется такими книгами, должен выбрать то, что созвучно его личному молитвенному опыту, что расширяет, углубляет, очищает, корректирует и исправляет этот опыт. Очень ценно, что указанные сборники содержат предостережения от ошибок, которые могут возникнуть в процессе творения Иисусовой молитвы.

Особенно полезно читать такие сборники, когда в сердце гаснет Иисусова молитва и человек произносит ее машинально, отрешенно, в состоянии какой-то духовной дремоты; тогда изречения подвижников пробуждают и отрезвляют его. При машинально, всечения подвижников как ыб пробуждают и отрезвляют нас.ы гвоорим ее машинально, вс состоянии каокй-то духовной занятии Иисусовой молитвой необходима строгая дисциплина ума.

Стремление приобрести сердечную Иисусову молитву требует подвига всей жизни. Такая молитва несовместима с рассеянным образом жизни, чтением мирской литературы, страстными зрелищами, продолжительными пустыми разговорами и т.д. Такой образ жизни или сделает молитву бесплодной, вроде продырявленного сосуда, которым черпают воду, или же, что еще хуже, внутренние противоречия могут довести человека до невротических состояний.

Если вы найдете духовного руководителя, который занимается Иисусовой молитвой, то сразу же почувствуете твердую почву под ногами.

В сборниках, посвященных Иисусовой молитве, надо больше ориентироваться на святых отцов, опыт которых принят и подтвержден Церковью, чем на тех, кто только начал это делание и еще находится в разряде учеников.

2. После молитвы богоугодными делами являются строительство храмов и монастырей, а также благотворительность в различных формах. Оскудение духовной жизни внутренне проявляется в оскудении любви, гордыне и эгоизме; а внешне – в отчуждении от молитвы и храмового богослужения.

3. Книги указанных авторов дают информацию и предупреждают об опасностях, которые ожидают современного человека. Однако, еще необходимо найти реальный выход. Я считаю, что христианство не может найти себе твердой опоры в каких-нибудь внешних факторах: союзах, организациях, акциях и т.д., хотя, естественно, мы относимся с благодарностью к тем общественным структурам, которые поддерживают Церковь и нравственные идеалы христианства.

По моему мнению, история имеет два плана: духовный и физический, невидимый и видимый. При этом главное то, что совершается в невидимом плане, условно назовем его небесным; а второй, земной, несет в себе отражение первого плана. Добро и зло, совершаемое людьми, собирается, суммируется и превращается в некий, условно говоря, энергетический потенциал, который разряжается на земле.

Поэтому я считаю, что единственной реальной силой, которая может противостоять силам мирового зла, является благодать Божия и дух благочестия, как удерживающая сила. И здесь, каждый человек, старающийся жить по-христиански и стяжать благодать, уже становится воином в этой борьбе.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили