Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[03/05/2012] Дмитрий спрашивает:
Батюшка, спаси Вас Господи за Ваши труды, они нам всем очень нужны и не проходят даром. Дай Вам Бог здоровья и крепости. Хотел бы попросить Вашего совета в следующих вопросах:
1. Как правильно бороться с грехами гордости и раздражительности?
2. Переодически на меня нападают "приступы" страха за свое здоровье, появляется особая мнительность, страх смерти от болезни и т.д. Как правильно на это реагировать и как с этим бороться.
Батюшка, мы с моей супругой более семи лет в браке, детей Господь пока не дал. Мы удочерили девочку из детского дома, очень ее любим и считаем своей родной, но, конечно, хотим, чтобы у нас родился ребеночек. Батюшка, если можно, то хотели бы попросить, чтобы Вы помолились о нас. Просим Ваших молитв, Димитрий и Евгения. Спаси Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий!
1. Чтобы бороться с гордостью и раздражительностью, надо изменить свое отношение к миру и людям. Гордость это ложное представление о себе и о своих достоинствах. Гордый человек всегда прав в собственных глазах. Ему подсознательно кажется, что мир создан для него; он как бы ставит себя в центре постоянно вращающегося круга, считает, что люди должны признать его несомненные достоинства и его мнение должно быть для них законом. Но так как этого на самом деле не происходит и он встречает отпор со стороны даже близких людей, то оказывается в затяжном конфликте и чувствует себя оскорбленным, непонятым и униженным.
На эмоциональном плане такая установка порождает гнев, раздражительность, острое чувство обиды и нередко продолжительное злопамятство. Здесь нужен долгий и упорный труд, чтобы исправить себя. Надо учиться служить другим людям, не навязывать им своей воли, а подчинять собственную волю евангельским заповедям. Через служение людям появляется христианская жертвенность, которая, вкореняясь в сердце человека, начинает давать ему радость. Вот эта радость – отнять от себя и дать другому – признак духовного возрождения человека.
Христианская любовь это не слепая привязанность, которая делает человека рабом или рабовладельцем, разрушает его личность, ставит его в зависимость от внешних факторов. У человека, слишком привязанного к внешнему, появляется страх потери того, что особенно ценно в его глазах. Ему кажется, что вместе с этим теряется смысл и счастье жизни. А на самом деле, пристрастие это уже болезнь души, это сдача демоническим силам собственного сердца, это неправильная шкала ценностей.
В сердце, которым овладела страсть, уже начинается мучительное страдание: если человек не имеет и не владеет тем, что хочет, это страдание неудовлетворенного чувства; если имеет, то опять-таки, мучительный страх потерять. Само слово «страсть» имеет своим корнем «страдание».
Представьте, что вы рано или поздно неизбежно лишитесь на земле того, что больше всего боитесь потерять, и примиритесь с такой неизбежностью. Мы боимся смерти любимого человека, но кто-то из двоих умрет первым, а часто разлука наступает до смерти. Мы боимся болезни, но надо помнить, что наше тело таит в себе тлен и разложение; оно должно со временем разрушиться, как ветхое строение. За смертью следует воскресение; поэтому смерть не побеждает жизни, а только отнимает, чтобы вернуть снова.
Вообще, память о смерти сначала болезненна и страшна для человека, но затем она становится корректором жизни, она дает независимость от мира и того, что происходит в миру. Помнящий о смерти более спокоен среди волн этого постоянно волнующегося моря.
Благодарю вас за молитвенное благопожелание. Пусть Господь благословит вас и вашу семью. Вы хорошо сделали, что удочерили девочку из детдома и любите ее как своего ребенка.
Желаю, чтобы вы получили награду, как в вечности, так и здесь на земле, и у вашей дочери появился бы маленький брат.
|