Вопросы и ответы: О молитве
[27/04/2012] Гиоргий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Батюшка, в чем разница между краткой иисусовой молитвой (Господи Иисусе Христе, помилуй мя) и длинной (Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго)? Имеет ли значение какую произносить?
2. Как отличить после греха чувство покаяния от нервничания?
Прошу помянуть меня с семьeй, с уважением, Гиоргий
Архимандрит Рафаил отвечает:
Гиорги!
1. Церковь благословила молиться 8-словной Иисусовой молитвой, что отмечено в богослужебных книгах. Однако существует практика сокращенной 5-словной молитвы.
Преподобный Григорий Синаит пишет, что тем, кому трудно сосредоточить ум на 8-словной молитве, можно разделить ее на 2 части: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В течение определенного времени читать первую 5-словную молитву, а затем вторую.
Когда человек усвоит краткую молитву, тогда ему легче переходить к полной (8-словной). В известной книге «Откровенные рассказы странника» упоминается, что схимонах, учивший странника Иисусовой молитве, сначала дал ему благословение на 5-словную молитву и, освоив ее, странник перешел к полной 8-словной.
Большинство отцов придерживались 8-словной молитве; но некоторые из них делали небольшие изменения: святой Феофан Затворник сокращал Иисусову молитву до 7 слов, исключая последнее слово «грешнаго»; а преподобный Серафим Саровский советовал после трапезы читать «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешнаго».
Некоторые из отцов по временам читали Иисусову молитву не только за себя, но и за своих близких, оканчивая ее словами «…помилуй нас грешных». В настоящее время во многих греческих монастырях и скитах Афона распространена практика 5-словной Иисусовой молитвы. Это объясняется тем, что такую молитву легче читать при хлопотных послушаниях.
В Добротолюбии есть упоминание о том, что некоторые аскеты сокращали Иисусову молитву до 2-х слов: «Господи, помилуй». Преподобный Серафим Романцев – Глинский духовник советовал читать полную Иисусову молитву, делая упор на последнем слове «грешнаго», для того, чтобы не забывать о главном в молитве – чувстве покаяния.
2. Христианское покаяние сопряжено с надеждой; здесь боль сердца соединена с неким духовным утешением, и после покаяния человек чувствует облегчение. А при состоянии, которое вы назвали «нервничанием», человек испытывает растерянность и смущение; он злится на себя, на других, на обстоятельства, при которых он сделал грех, но при этом не чувствует выхода, как зверь, попавший в капкан. У гордого за грехом следует не покаяние, а уныние, которое может перейти в отчаяние.
Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.
|