Вопросы и ответы: Общие вопросы
[02/04/2012] Юля спрашивает:
Уважаемый архимандрит Рафаил!
Что хочет сказать Всевышний, посылая человеку расстройство психики??? СпасиБо!! И есть ли у церкви какая-то общепринятая точка зрения на проблему наследственной шизофрении??-БлагоДарю!!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Иулия! Вы задали очень сложный вопрос, на который могу ответить только приблизительно. Отмечу несколько пунктов. Во-первых, надо отличать душу, как нематериальную субстанцию от нервной системы – психофизического аппарата, инструмента, через который проявляет себя душа.
Сам головной мозг мало изучен и его деятельность представляет такую же тайну для современной науки, как и столетия тому назад. Найдены некоторые зоны и центры, которые исполняют те или другие функции, но суть работы головного мозга, а именно, как биоэлектрические токи или излучения принимают формы слов и эмоций, как образуется процесс мышления – неизвестен. Об этом прямо говорила внучка академика Бехтерева, возглавляющая институт исследования центральной нервной системы. Между прочим, она утверждала, что работа мозга не вкладывается в современные эволюционные теории.
Мы отметим только, что нервная система является как бы пограничной полосой между душой и телом. При психических заболеваниях поражается не сама душа, а этот промежуточный пласт, этот аппарат, внутренняя работа которой остается загадкой. Болезнь этого аппарата – высшей нервной системы – может иметь различные причины: наследственность, заболевания и травмы, психические потрясения и продолжительные стрессы.
Есть предположение, что, все, что переживает человек, отражается на его генах. В таком случае психическую болезнь надо принять также, как физическую болезнь, то есть, что болезнь не дана, а допущена Богом, и является следствием определенных причин.
Человек, который мужественно переносит психическое заболевание, уже тем самым совершает нравственный акт, так же, как и те больные, которые, страдая от физических мук и болей, не ропщут, а благодарят Бога. В большинстве случаев психические болезни не поражают полностью психику человека, и у психических больных остаются определенные понятия о добре и зле, хотя и ограниченная, но нравственная свобода.
Если же больной невменяем, тогда он не отвечает за свои поступки, так же, как малый ребенок. Вопрос о психических болезнях усложняется тем, что существует близкое к ним состояние, называемое одержимостью – внедрение в психику человека демонических сил. Иногда симптомы очень близки, а вообще, при психических заболеваниях, когда ослаблен контроль ума над воображением и чувствами, то демоническим силам легче влиять на волю такого человека, и здесь, как бы две причины сливаются в одну болезнь.
Одержимость это только временная власть темной силы над психикой человека, а в загробную жизнь это состояние не переходит, и сама одержимость может быть зачтена как мученичество. Часто страдания и несчастья заставляют людей более глубоко задуматься над смыслом жизни и приводят человека к вере в Бога. Таким образом, само зло Господь направляет к добру.
Поэтому человек, страдающий психическими заболеваниями или демонической одержимостью, не должен считать себя отвергнутым Богом или пасынком у Небесного Отца – для всех одинаково открыт путь к спасению.
Помоги вам Господи.
|