Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[21/02/2012] Людмила спрашивает:
О любви к ближнему.
«... чтобы дать тебе еще большее свидетельство любви моей к тебе, открою тебе, что, как никогда сильно заболел глаз мой я, вспомнив о тебе, положил на нем знамение честного Креста и сказал: «Господи, Иисусе Христе! Ради молитв его исцели меня! - И я исцелился тотчас.» Добротолюбие т.3 стр.122. Блаженный Авва Зосима.
Вопрос: «Любить врагов своих, любить злословящих тебя, любить обижающих тебя и т.д. - это мне понятно. Непонятно – ради молитв злословящих меня исцели меня или помоги мне. Понимать ли это так,- что человек злословит или ненавидит меня по наущению врага (для моего исцеления), а на самом деле горячо любит меня и молится обо мне?
У меня нет врагов, нет обиды на людей, нет зависимости от того, что обо мне говорят другие. Но вот этот момент не могу понять,- ради молитв такого-то человека помоги мне (при этом испытывать еще большую любовь к этому человеку, чем когда просто на злословие тебя этим человеком ты просто не испытываешь к нему неприязни более того ты испытываешь к нему искреннее чувство благодарности (пишу из личного опыта).
С уважением, Людмила.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Людмила! В Псалтири написано: «Смирихся и спасе мя Господь». Указанная вами молитва, если читать ее от сердца, смиряет гордый дух, а к смиренному снисходит милость и благодать Божия. Кто искренне молится о том, чтобы Господь просил его ради молитв обидчиков и врагов, тот перестает воспринимать их как своих противников и, более того, постепенно у него появляется чувство благодарности к ним, как к своим помощникам в деле спасения.
Некоторые скорбные обстоятельства земной жизни отражаются в вечной жизни как негатив в позитиве. Из-за благодушного перенесения скорбей и смирение человек получает милость и прощение от Бога. А похвалы могут усыпить человека, заставить его забыть о своих грехах, развить тщеславие и перевести жизнь на внешнее.
Блаженный Иоанн Сезановский сказал своей духовной дочери: «Если бы не было врагов, то никто из людей бы не спасся». Это значит, что если бы не было скорбей, то первородный грех и наши страсти свободно росли бы в душе как сорняк в непрополотом саду. Если же вы сомневаетесь, почему вам нужны молитвы ваших врагов, то это значит, что не простили их, и считаете себя лучше их в сердце. Сначала принуждайте себя молитве преподобного Зосимы, а затем, при определенном навыке, эта молитва станет понятней вам, и вы почувствуете пользу от нее.
Помоги вам Господи.
|