Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 48
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила В чём истинная жизньВ чём истинная жизнь

Книга архимандрита Рафаила О времени, смерти и вечной жизниО времени, смерти и вечной жизни

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[02/03/2012] Виктор спрашивает:

Благословите отец Рафаил. Простите за большое количество вопросов:

1) когда ввелась в Греческой Церкви практика причащения без обязательной исповеди?

2) какие слова книги Бытия указывают о содомском грехе,как о грехе мужеложства?

3) В книге святителя Феофана Затворника «Собрание писем» (Из неопубликованых) мы читаем такие слова: «Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничего не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушили заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете…

Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою, и таким образом спасаются?» Это частное мнение святителя или мнение Церкви?

4) Из каких соображений в некоторые дни поста позволительно употреблять рыбу, а обезжиренный кефир к примеру нет, ведь излишнее количество белка только усугубляет мужчинам преодолевать все искушения постом?

Спаси Господи


Архимандрит Рафаил отвечает:

Виктор!

1. Впервые века христиане причащались на каждой литургии. Некоторые епископы и священники считают, что эту практику надо возобновить в настоящее время. Однако следует помнить, что жизнь христиан в апостольские времена была несравненно выше и чище, чем духовное состояние современных верующих. Древняя Церковь подвергалась систематическим гонениям, она была Церквью мучеников и исповедников.

Поэтому дух и жизнь христианских общин были иными, и теперь вернуться к практике постоянного причащения вряд ли возможно и целесообразно. Призывать всех находящихся в храме к причащению без предварительной подготовки, это подвергать опасности профанации и десакрализации само таинство.

В 18-ом веке в греческих церквях возникла полемика: можно ли христианину причащаться ежедневно или нет. В эту полемику включились видные иерархи и богословы. Мнения разделились; к окончательному выводу они так и не пришли. Константинопольский Патриарх Григорий, подводя итог этому диспуту, писал: «Хорошо и преполезно причащаться ежедневно, но необходимо время для приготовления и несения епитимий». Поэтому он предложил среднюю частоту причащения для верующих – раз в 40 дней, не делая из этого правила.

В апостольские времена исповедовались те, кто совершили тяжелые грехи, притом, исповедовались вслух перед лицом всей общины. В четвертом столетии была введена индивидуальная исповедь. В это же время, святой Иоанн Златоуст уже выражал сожаление, что христиане стали причащаться редко.

Причащение с большими интервалами потребовала исповедь перед каждым причащением. Образовались две традиции: в греческих церквях сам верующий выбирает время для исповеди, и если не чувствует за собой особых грехов, то идет прямо к причастию. В славянских и грузинской церквях исповедь перед причащением – обязательна.

Я думаю, что в этом вопросе надо придерживаться традиции той Церкви, которой принадлежит человек. А что касается частоты причастия, то надо подходить к этому индивидуально, учитывая жизнь, духовные потребности и возможность приготовления к причастию для человека.

2. О содомском грехе смотрите Библию, книгу Бытия, 19 глава, 4-10 стих.

3. Священное Писание и Предание не дают нам никаких оснований предполагать, что кроме ангелов и людей существуют еще какие-то разумные существа, населяющие звезды. Это не согласуется с учением Церкви о том, что через грех Адама тление вошло в мир, и после воскресения мертвых начнется преображение мира: «Будет новая земля и небо».

Мы не могли бы любить Христа, если бы Он воплотился не в образе человека, а в образе другого неизвестного существа, с какой либо звезды. Так предполагаемые обитатели звездных миров не могли бы любить Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим; они не увидели бы в Нем своего Искупителя и Спасителя. Если бы несколько миров были обитаемы и их жители обладали бы свободной волей и были способны согрешать, то, значит, Сын Божий должен был пережить несколько воплощений и иметь несколько тел.

Эта гипотеза несовместима с учением Церкви о том, что человек является ипостасью видимого мира и представителем его в духовном мире (эоне). Поэтому мнение святителя Феофана представляется мне ошибочным.

4. Святые отцы лучше, чем современные ученые, знали влияние пищи на человеческий организм, особенно на его физическую природу, чувственную сферу и, поэтому, имели основания считать, что употребление рыбы более целесообразно, чем молочных продуктов для постящихся.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2020 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили