Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/01/2012] Священник Cергей спрашивает:
Дорогой Батюшка Сердечно поздравляю Тебя С Рождеством Христовым! И Старым Новым Годом !как жалко что ты не так часто бываешь на связи, бывают вопросы! Прости меня грешного!
Как нам относится к Старообрядцем? почему так бывает что народ бежит из Московской Патриархии, в старообрядческую Церковь заново крестится, вопрос это не хула на Святаго Духа? Мой знакомый так сделал, а один Священник заштатный пошел к старообрядцем крестился у них, принял рукоположение в дьякона, теперь у него масса искушений! И хулит Церковь что мол они истинные, когда то я служил понаморем в Храме в 1998 году ещё, мне предложили сходить в старообрядческую церковь, я туда сходил только на пороге постоял, вернулся в Свой Храм то я зайдя в Алтарь чувствовал себя в скверне, я покаялся что туда сходил! Я Московской Патриархии !
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Сергий! Взаимно поздравляю вас с прошедшими праздниками Рождества Христова и Новым Годом по юлианскому календарю! Вы задали мне очень актуальный и можно сказать животрепещущий вопрос: почему появилась тенденция искать «чистую веру» в старообрядчестве, притом, большую часть этих перекрещенцев представляет не простой народ, как во времена возникновения старообрядчества, а интеллигенция. Похоже, что этот процесс набирает силу.
В чем здесь причина? Православная вера дана нам через Откровение. Откровение может раскрываться в богословских трудах, но оно остается одним и тем же, и по существу не изменяется. В догматическом богословии какие либо изменения или новшества это уже отход от Священного Предания, то есть порча вероисповедания. У верующих людей существует уверенность, что чем ближе вероисповедальные и литургические книги к тем временам, когда христианская жизнь находилась на вершине духовного подъема, то есть, чем древнее эти книги, тем лучше и правильно отражено в них учение, переданное Христом. Особенно теперь, когда весь мир находится в состоянии духовного и нравственного упадка, верующие боятся, притом вполне справедливо, всяких новшеств и реформ в религиозной жизни.
Старообрядчество возникло как сопротивление исправлениям богослужебных книг, предпринятое Патриархом Никоном. Как ни парадоксально, Патриарх Никон и его противник – идейный вождь старообрядчества протопоп Аввакум стояли на одинаковой позиции защиты древних богослужебных текстов. Только Патриарх Никон считал более древними книгами те, которые сохранились в греческих и балканских церквях, и по самим древним рукописям, которые он приобрел на Востоке, занялся исправлением той разницы, которая накопилась между греко-балканской и русской богослужебной практикой.
Протопоп Аввакум, напротив, считал более древними и лучше сохранившимися книги, употребляемые в Русской Церкви от 15 до 17-го столетия, поэтому со своей стороны считал, что сохраняет чистоту богослужения от последующих изменений, от унификации с греческой литургикой, которую проводил Патриарх Никон. Разница в обрядах между Русской и восточными церквями была в общем незначительной и не касалась догматических вопросов. Однако, так называемые старообрядцы, откололись от Русской и, следовательно, Вселенской Церкви, объявили ее еретической и стали возводить на Православную Церковь клевету и хулу.
В настоящее время старообрядчества, как единого течения, не существует. Оно разделено и раздроблено на десятки общин, согласий и толков. Однако есть нечто связывающее их: это резкая и непримиримая оппозиция к Православной Церкви. Надо сказать, что старообрядцы, по крайней мере, главные общины, в какой-то степени сохранили древнюю иконопись, пение и архитектуру. Но эта внешняя патриархальность ни в какой мере не может оправдать само старообрядчество, как раскол, – грех не менее пагубный, чем ересь.
В 20-веке в Православную Церковь начал проникать дух модернизма и реформаторства. Разумеется, Церковь не стала модернисткой, но отдельные люди, занимающие официальные места в Церкви, делали безответственные заявления и писали сочинения на богословские темы, где православное Предание и богословская традиция подменялась субъективными мнениями, навеянными большей частью современным гуманизмом.
Примером модернизма, которому покровительствовали идеологические враги Церкви, явилось обновленчество. Литургические и канонические безобразия обновленцев привели к тому, что ряд священнослужителей перешли в старообрядчество, именно как в консервативную структуру. В настоящее время реформаторские заявления некоторых теологов-либералов дают старообрядцам также богатый материал для критики, к сожалению не этих лиц, а Православной Церкви. Тревога за сохранение церковных традиций и устава, юлианского календаря, церковнославянского языка и т.д. привело тому, что некоторые из православных христиан повернулись лицом к старообрядчеству – к антикварному сосуду, пустому внутри.
Если православные иерархи и священнослужители будут сохранять в чистоте богословское и литургическое предание, то тогда ревнителям Православия нечего будет уже искать у старообрядцев и пополнять ряды раскольников. В противном случае, модернисты могут способствовать ренессансу старообрядчества в недалекое время. Слава Богу, что благодать Божия не допустила вас до перехода в раскол и дала вам опытно пережить и почувствовать, что спасение только в Православной Церкви.
Помоги вам Господи.
|