Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[20/06/2011] Андрей спрашивает:
Батюшка Рафаил, благословите. Спаси вас Господи за книги и за ответы на сайте и дай вам Бог здравия и сил еще на многая лета!
Вопросы у меня вот какие:
1. Очень беспокоят всякие либерально-модернистские настроения и мнения среди священства и даже среди иерархов. Признают теорию эволюции и «большого взрыва», неодобрительно высказываются об «устаревшем» обычае супружеского воздержания после венчания, с восхищением говорят об освоении Космоса как о «богоугодном деле» и вообще о всяком техническом прогрессе и мирском искусстве как о «достижениях человеческого духа» и проч.
Проникновение в Церковь духа мира сего как-то все сильнее и очевиднее. Как сохранить в этих условиях чистоту веры и воспитать в ней детей? И как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщленными», - слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?
2. Как определить грань между неприятием «нововведений» и расколом? Ведь, как говорили некоторые русские святые XX века, придет время, когда храмов будет много, но ходить в них будет нельзя – они будут обновленческие. Но ведь это раскол? Боже упаси!
Прошу ваших молитв об Андрее и Елене со чадами.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей!
1. Остановить процесс либерализации нравов и секуляризации менталитета современного человека, по моему мнению, так же невозможно, как остановить поток реки. Церковь не изолирована от мира. Люди, находящиеся в церкви, в том числе и священнослужители, получили
воспитание и образование в этом либеральном обществе и не все сознают необходимость переменить свое душевное и нравственное кредо.
Вы спрашиваете, как сохранить чистоту веры. Чистота веры запечатлена в творениях святых отцов, вероучительных книгах и богослужебных текстах. Воспитать детей в христианстве нужно, прежде всего, собственным примером и общей духовной атмосферой в вашей семье.
К священнослужителям, как носителям священнической благодати, надо относиться с уважением, невзирая на ошибки и недостатки. Нужно верить, что через них совершаются церковные таинства и богослужения, так что следует приходить на церковную службу, не разбирая личности священнослужителя, однако надо иметь духовным наставником того, кто исповедует чистую православную веру и нравственность.
Что касается ваших вопросов: «…как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщленными», - слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?», то думаю, что таких священников переубеждать не в ваших силах. Первым не спешите вступать с ними в словопрения, но если вас спросят, то ответьте прямо и откровенно, но без резкости.
2. Не принимать нововведения это значит не соглашаться с ними и отвергать их. А раскол, как непризнание законной иерархии и выход их Церкви, никогда и ничем не может быть оправдан. Старцы во времена обновленческого раскола говорили, что не надо ходить в храмы, захваченные обновленцами, но они не говорили, что не надо вообще ходить в церковь – ведь существовали патриаршие приходы.
Возможно, что их слова в искаженной передаче породили такое мнение, что придет время, когда в храмах уже нельзя будет молиться. Надо твердо верить, что Церковь будет существовать на земле до второго пришествия Христа.
Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.
|