Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6137
Православный календарь
Книги 53
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Книга архимандрита Рафаила Песнь о Песня ПеснейПеснь о Песня Песней

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[10/05/2011] Аполлинария спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!

От всего сердца благодарю Вас за Ваши книги и статьи, дающие неоценимую помощь и поддержку.

Скажите, насколько аскетический образ жизни послушницы в монастыре должен быть приближен к монашескому? Бытует мнение, и я сама живу в соответствии с ним, что послушник может делать себе некоторые послабления (лишний раз полакомиться, иметь в собственности недешевые вещи, при случае даже смотреть фильмы, и т.п.), так как обеты еще не даны, и отказ от подобных удовольствий может (и едва ли не должен) быть отложен до пострига в мантию. Как оправдание - защита от уныния и "фарисейства". Вместе с тем совесть иногда укоряет за расслабленность. Насколько высоки духовные требования к послушникам? Ваше мнение для меня очень важно.

Прошу Ваших святых молитв. Послушница Аполлинария.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Сестра Аполлинария! Монашество представляет собой религиозный максимализм, сосредоточение духовных и душевных сил на самом главном – на том, что определяет вечную жизнь. Слово «аскетизм» в этимологическом плане означает «отсечение», отсечение всего лишнего и ненужного.

Аскетизм для христиан необходим не только в монастыре, но и в миру, разумеется, в формах, соответствующих образу и условиям жизни. Послушник готовится быть монахом, следовательно, он должен уже вести монашескую жизнь, только вместо обетов и клятв им должно руководить желание посвятить свою внутреннюю и внешнюю жизнь Богу.

Человек приходит в монастырь, осознав, что мирская жизнь не дает полного удовлетворения душе и почти никакого удовлетворения духу. Он хочет посвятить Богу нераздельную, неразменную, всецелую любовь.

Слово «послабление» может иметь различный смысл и значение. Есть невинные послабления, скажем, прогулка по монастырскому двору, отдых днем от работы, пение духовных песен и т.д. А есть послабления, которые возбуждают наши страсти, например, просмотр кинофильмов, телепередач, увлечение компьютером и т.д. Они растравляют старые раны души и не дают им зажить.

О борьбе с унынием вы можете прочитать во втором томе «Добротолюбия», где сказано, что защита от уныния не развлечения, а терпение с молитвой, и что послабление во время уныния будет вызывать повторение той же страсти, только с большей силой. Есть страсти, от которых надо бежать, например, блуд и тщеславие. А есть страсти, которым надо противостоять, не сходя с места; к ним относится гнев, печаль и уныние.

Что касается фарисейства, то это духовное лицемерие и актерство, а не исполнение заветов святых отцов. По моему мнению, требования к послушникам должны быть те же, что и к монахам.

Монахиня – невеста Христова. Недостойно невесте рассуждать о том, можно ли немножко изменить своему Жениху и пококетничать с этим миром.

Призываю на вас Божие благословение. Взаимно прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2023 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили