Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[21/06/2011] Ирина спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, посоветуйте пожалуйста, как мне выработать привычку к сдерживанию языка? Во время вечерней молитвы и с утра решаю «буду обуздывать уста моя…». Через мерзкий мой язык я лишаюсь трезвения (относительного, конечно, по немощи хоть какого-то, но и его лишаюсь) и «сердечной теплоты», возможности контролировать свои слова и эмоциональные реакции.

Я при этом не очень болтлива, но моя беда в том, что я вся пропитана тщеславием, которое я кормила многие годы и только уверовав в Бога начала осознавать всю свою греховность. Я вся пропитана тщеславием – этой , а не другой закваской вскисли все три меры – я как будто тяну опостылевшее ярмо самой себя и не могу его скинуть, лишь надежда, что Бог сам освободит меня от него если я буду терпеть себя и каяться.

Я знаю, что мое тщеславие – не имеет ни одного основания, но – отравлена. Как это ужасно – меня нет, я всю жизнь искала себя в отраженном мнении о себе других людей, а я-то где? Я себя не знаю, а по поступкам посмотреть – ужас один. Так вот одно из следствий тщеславия моего – многоглаголание. Я знаю, что форма и содержание – взаимосвязаны; что если долгие годы укоренялся плохой навык, то искоренить его можно, при Божьей помощи, вырабатыванием противоположного, хорошего навыка; что если слово страстное сдержать и молиться, то и страстные эмоции пройдут; и – не могу. Забываю. Помрачаюсь.

Самое главное, из-за чего пишу , что это то, из-за чего я так скоро лишаюсь особого состояния , которое бывает после Причащения. Ведь грешу - языком; раздражение, злоба ощущается мгновенно, как эмоциональная реакция, а сдержаться, как правило, не могу. И все – уже согрешила, а дальше – больше. Я и бусину в рот клала, и на телефоне напоминание каждые несколько часов делала, и скотч рядом приклеивала – как напоминание того, что скотчем надо рот заклеить. Опять же я – не болтаю, я этого не люблю, устаю от пустых разговоров. Речь – не о болтовне.

У меня почему-то такое странное свойство – если человек мне что-то говорит, я не могу промолчать в ответ, не отреагировать, или просто кивнуть, я обязательно должна «ответить» - то ли из «вежливости» , (хотя если меня слова задевают, то я могу ответить очень даже не вежливо) – сама не понимаю. Я так много пишу про несдержанность языка, хотя это только видимая часть айсберга, но это то очевидное, с чем я, теоретически, могу бороться. На практике – не получается.

Посоветуйте, пожалуйста, м.б. из опыта, какой-нибудь способ выработать в себе этот хороший навык – через сдерживание языка я мало-помалу приучусь сдерживать эмоции, не давать волю тщеславию («высказать свое мнение», оценить, осудить), не обижать ближних, смогу дольше сохранять благодатное состояние, которое к счастью еще иногда ощущаю, а значит и молиться, трезвиться. Вот какая польза была бы всем если бы я научилась сдерживать свой поганый (из-за моей греховности) язык. Помогите, батюшка!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! В вашем письме я нашел один недостаток – оно слишком умно. Это внушает подозрение,
что вы подходите к духовным вопросам, в том числе к вопросам аскезы, слишком гностично и интеллектуально.

Вы хотите разложить все по полочкам и подчинить закону причины и следствия, а в аскезе другой закон: «Отдай кровь, прими дух». Как я подозреваю, вы читаете духовную литературу с увлечением, то есть страстно. Приобретая интеллектуальный багаж, чувствуете свое внешнее превосходство перед другими, а это превосходство вам подсознательно хочется реализовать в беседах с людьми, или через тонкие и остроумные мысли, которые возникают в голове как блеск фейерверка. Внутренний фарисей постепенно растет и толстеет, но, к счастью, внутренний мытарь продолжает по временам вопить: «Боже, милостив буди мне грешному».

Святые отцы заповедают делать добродетели противоположные страстям. Вы говорите, что у вас страсть тщеславия; хорошо, что враг обнаружен, но как с ним бороться? Молчание не получается: пар прорывается через крышку чайника и обжигает ваши губы, а в некоторых случаях уши других.

Говорят, что если в пустой металлический снаряд налить воду и раскалить его, то вода разорвет металл. Так что надо искать другой путь. Вы играли в умную, а теперь немного поиграйте в глупенькую. Впрочем, должен обрадовать вас: ваша гордость не глубокая; гордость более опасна у того, кто уверен, что он не горд.

Так что, если не можете удержать язык, то заставьте его говорить иногда невинные нелепости, чтобы не зазнаваться.

Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили