Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[19/07/2011] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Если вы знакомы с книгой арх. Лазаря (Абашидзе) «Голос заботливого предостережения», то каковы ваши впечатления? Вы как-то назвали дискуссию о роли послушании в учении святителя Игнатия (Брянчанинова) «умозрительной». Почему?
2. Как вы оцениваете книги таких авторов как Сергей Фудель и Николай Пестов?
3. Что можете сказать о книгах святителя Николая Сербского?
4. Вы однажды заметили, что у отца Серафима (Роуза) вы мало с чем не согласны? Если возможно, уточните – с чем именно вы не согласны?
Спаси вас Бог.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий!
1. Каждая книга написана для определенной аудитории. Книга архимандрита Лазаря «Голос заботливого предостережения» обращена главным образом к современной приходской жизни, и в ней даются как советы, так и предостережения о возможных ошибках и злоупотреблениях со стороны недостаточно опытных наставников.
Для монастыря требуется несколько иное послушание, так как сам монастырь должен быть духовным единством, где исключено разномыслии и разлад. Послушание является одним из важнейших обетов монашествующих; и нельзя находиться в монастыре, не подчиняясь игумену и духовнику.
Что же касается святого Игнатия Брянчанинова, то он советовал быть осторожным и предусмотрительным в выборе духовника, но в своей жизни, управляя монастырем, твердо требовал от монахов послушания, а когда был рукоположен в епископа, - то строгой дисциплины со стороны священников, которые даже жаловались на его строгость в Синод.
Некоторые ссылаются в вопросе о послушании на духовный опыт Афона. Но надо учитывать, что Афон – уникальное явление в православном мире и его духовные традиции не могут быть механически перенесены в другое место.
2. С сочинениями Фуделя и Пестова я не знаком.
3. Книг святителя Николая Сербского я почти не читал.
4. Иеромонах Серафим Роуз перелагает повествование о молитве папы Григория за императора Трояна по позднейшей устной версии английского монаха, отличающейся от подлинника, в котором нет никакого упоминания «о крещении в слезах» царя-язычника, гонителя на христиан и о том, что душа его спасена.
В древнегрузинской версии написано, что хотя молитва святого Григория о избавлении Трояна от огненных мук была услышана, но святой Григорий был предупрежден, чтобы он больше не молился за язычников. В нем написано, что ангел-хранитель сопутствовал всегда святого Григория и молился вместе с ним.
А после молитвы Григория за Трояна ангел-хранитель стал невидим и уже не являлся святому Григорию явно. Участь императора, по молитвам папы Григория, была облегчена. Но между облегчением, наказанием и спасением – огромная разница.
В «Прологе» написано о милостивом богаче, который не мог избавиться от греха блуда. После его смерти одни говорили, что он спасен, потому что милостыня очищает всякий грех, а другие – что спасение невозможно, так как ничего нечистое не может войти в царство небесное. Они молили Бога, чтобы показать, где душа милостивого богача; и было открыто, что она не в муках, но издали наблюдает рай, будучи не в силах приблизиться к нему, и заливается слезами.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|