Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[14/06/2011] Анастасия спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Постараюсь кратко. У меня два вопроса, очень важных для меня, ответа на которые я не могу найти.
Первый - о книге Иоава: она меня пугает. Не является ли она какой-то другой, отличной от Евангелия, стороной всего происходящего с нами?
Второй - длиннее. Когда-то давно, когда сын мой был малышом (а мы всегда были с ним вдвоем, его отец покончил с собой еще до его рождения), под Новый год (это было до моего крещения) я все никак не могла купить ему елку, и мой знакомый, будучи, кажется, вроде буддиста, сказал: "Значит, она тебе не нужна".
Помню, я очень рассердилась - потому что у него-то была елка, а у малыша не было. Батюшка, это очень важна для меня, иногда я начинаю терять веру, когда думаю об этом: происходит хорошее - говорим :" по молитвам такого-то" или как-то еще. Не происходит ничего - "не время". Происходит плохое - "искушение, вот враг что делает, но раз попущено, так надо".
Понимаете, при желании и определенной логике объяснить можно все. Вспоминается ростановский петух шантеклер, который полагал, что солнце встает, потому что он кукарекает. Помогите моему неверию.
Имею некоторые свидетельства Божественного вмешательства, правда - но и имею и отчаянье и мрак. У меня сын, 22 года, шизофрения очень тяжелая, говорят, бесноватый - помысел мне говорит, что так и есть, и демон, если он один, очень сильный. Вообразил себя мусульманином, в обострении хулит православие. Слышит голоса, призывающие его "сделать, как папа". Видит демонов, - так сам это и понимает. Был он в относительной ремиссии 2 года, а сейчас все вернулось почти туда, с чего начиналось - резко и мощно ухудшился.
Нас трое - он, мама 72 лет и я. Сама я в Церкви как три года. Прошу ваших молитв - тяжело. раба Божия Анастасия
P.S.Большая радость для меня читать вас. И вот последняя статья про Шмемана очень обрадовала - я как-то интуитивно понимала так же, когда где-то на форуме читала про него и потом нашла в сети, как он ругал Валаамского игумена Симфориана за что-то вроде "мужицкой простоты", а когда я прочла об игумене, каким он был, у меня слезы навернулись.
Спаси Господи вас, отче.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анастасия! Наверно вы ошиблись с названием книги: книги Иоава в Библии нет. Возможно, что вы имеете в виду книгу Иова; о ней у меня написано в книге «Тайна спасения».
Что касается второго вопроса, то мне кажется, что вы смотрите на земную жизнь, ее значение и ценности не по-христиански и в тоже время требуете христианского ответа. Если стать на ту точку зрения, что наша земная жизнь единственна, что это некое хронологическое пространство между родильным домом и могилой, то мы окажемся в клубке противоречий, из которого невозможно выбраться.
Если есть Бог, но нет бессмертия, то где же справедливость на земле? Если есть Бог, имя Которого Любовь, то почему мы видим торжество зла? Если Бог премудр и всесилен, то почему грех, увеличиваясь, грозится стать потопом, который похоронит все в своей пучине?
Но теперь посмотрите на земную жизнь по-иному, а именно, что она вовсе не представляет собой единственную и абсолютную ценность, что она не начало и не конец, а только этап существования человека, место его самоопределения и нравственного выбора; что земная жизнь не бытие в его совершенном раскрытии, а пребывание, некое подобие утробного периода младенца, после которого наступает рождение – качественно другая жизнь. И для христианина смерть – это рождение в вечную жизнь, которая не подчинена времени, где нет смерти.
Земная жизнь это время выбора между добром и злом, между Богом и Его антиподом – сатаной, между раем и адом. Христианство учит, что эти вопросы решаются на земле в душе человека, а в вечности выбора уже не будет.
Вы задаете мне вопрос, почему христианин должен благодарить Бога за то, что его молитвы приняты или не приняты, а также почему в некоторых случаях он не получает просимого сразу или вообще не получает. Разумеется, верующий знает, что высшее добро это спасение души, а самое большое зло – гибель души и потеря вечной жизни. Но всегда ли человек может предвидеть, что для него хорошо и что плохо? Ведь он ограниченное существо и не знает последствий тех или иных положений, ситуаций и перемен своей жизни.
Молясь, мы вверяем себя воле Божией, а воля Божия – премудрая и благая, поэтому Господь дает то, что нужно для нашего духовного совершенствования и конечного спасения, а также силы пройти земной путь как проходят через пожарища. Мы исходим из веры в то, что Господь премудр и благ, а наши желания могут быть ошибочны.
Родитель может не исполнить или отложить на время некоторые просьбы ребенка – он лучше ребенка знает, что тому нужно, но из-за этого нельзя заключить, что родитель становится то добрым, то злым.
Вы считаете Бога добрым в том случае, если Он будет подчинен вам; а если Он откажется от такого послушания, то у вас появится сомнение в Его благости. Господь иногда дает нам как малым детям земные радости, но все они кратковременны и не могут насытить человеческую душу.
Предположим, что Бог исполнял бы все наши желания, тогда получилась бы довольно мрачная картина: мы пожелали бы стать миллионерами, бесконечно долго жить на земле, иметь доступ ко всем наслаждениям и, в конце концов, забыли бы о Самом Боге.
Судя по вашему письму, Господь дал вам тяжелое испытание. Но если вы покоритесь воле Божией и будете стараться жить по-христиански, то ваша скорбь и труды обратятся в вечную радость.
А что касается вашего сына, то поступки, совершенные в состоянии невменяемости, не наказываются Богом: в вечной жизни ему будет лучше, чем тем здоровым, кто сознательно отверглись от Бога.
Вы привели мне в пример ростановского петуха шантеклера, но мне кажется, что в этом вы противоречите себе. Христиан вовсе не стремится управлять Богом, а подчиняет себя Богу. Я могу вам указать в свою очередь на ростановского «Орленка», где описаны порывы человеческой души служить добру. Орленок – пленник; он не может осуществить своих мечтаний, но добро становится кредом его души.
Я хотел бы еще остановиться на некоторых ваших сомнениях. Вы сомневаетесь, что молитва может изменить промысл Божий о человеке: если промысл Божий заключает в себе совершенную мудрость и благость, то как же молитва может исправить его? Простите, Анастасия, но у вас или нет личного опыта молитвы или вы рассматриваете молитву как медитацию и самовнушение, как некое субъективное психологическое действие.
На самом деле, молитва это не только прошение, это средство общения с Богом; она является духовной силой, изменяет и возрождает как самого молящегося, так и тех, за кого молятся. Человек после внимательной и глубокой молитвы в чем-то становится другим. Он изменяется сам и поэтому изменяется промысл Божий о нем, а вследствие этого, могут измениться условия и ситуации его жизни – как внутренние, так внешние.
Далее, вы хотите сразу знать все, иметь готовые ответы на все вопросы, а если это не удается, то склонны считать, что вообще единственная истина это сомнение во всем. На самом деле нам открыты знания о духовной жизни, о духовном мире, но не полностью, а отчасти. Мы знаем немногое, без этого мы не понимали бы во что верим. Если мы знали бы все, то наш ум был бы равен божественному уму.
Духовное познание это процесс, в котором должен изменяться сам субъект познания – человек. Это познание не интеллектуальный секрет, а приобщение к Божеству, оно будет продолжаться вечно. Если после чтения творения святых отцов вам захочется вернуться к мирской литературе, то в этом случае желаю вам в «птичнике» Ростана встретиться не с петухом, а с орленком.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи нести терпеливо ваши скорби и трудности. Может быть, настанет время, когда вы увидите в этих скорбях и «медлительности» Божией любовь к вам. Взаимно прошу ваших молитв.
|