Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[12/06/2011] Елена спрашивает:
Отец Рафаил в книге преподобного Никодима Святогорца о непрестанном Причащении Святых Христовых Таин говориться, что смысл литургии, чтоб все верные причастились и грех не подходить ко Причастию. Как к этому относиться? Ведь в России другая традиция, священники причащаются каждую литургию и когда не постятся например в светлую седмицу, а мирянам без поста и исповеди нельзя. С другой стороны я внутренне иногда не готова причаститься, если вся была в суете, а иногда хочеться причастится, а не постилась.
Спаси вас Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Существуют два плана: идеальный и реальный. Преподобный Никодим Святогорец говорит о том идеальном плане, когда жизнь человека соответствует частому причащению, и совершенно правильно указывает, что глубже всего человек воспринимает литургию через причастие Святых Тайн.
Но, с другой стороны, надо реально посмотреть на самих себя. Мы не подготовлены к постоянному причащению и поэтому нам нужно время для приготовления. Здесь нужны условия для подготовки, внутренняя потребность человека и благословение духовного отца. Если человек подходит к Святой Чаше без поста, хотя бы однодневного, без покаяния в своих грехах, без совершения молитвенного правила, хотя бы в сокращенном виде, то причащение не даст ему освящения и духовного мира.
Святой Иоанн Кронштадтский призывал к частому причащению, но, в то же время, отмечал, что недостойное, неподготовленное принятие Святых Тайн не приближает, а отдаляет человека от Бога.
Надо сказать, что между греческими и славянскими церквями существует некоторое различие в традиции приготовления к Причастию. Мне кажется, что надо придерживаться практики той поместной церкви, к которой принадлежит человек. Если же вам очень захотелось причаститься во время литургии, но вы не чувствуете себя достаточно готовой к этому, то не решайте этого сами, попросите у священника совета и благословения.
Помоги вам Господи.
|