Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[05/07/2011] Андрей спрашивает:

Отец Рафаил! Я часто встречался с атеистами и агностиками которые утверждали что нет общих человеских ценности и нету объективных моральных ценностей например племена акцетеков и майя приносили человеские жертопринощения, племена майори в Новой Зеландии ели людей, римляне считали рабство приемлимым делом с точки зрения нашей христианской веры и нашей культуры это грех и зло. В разных культурах и в разные времена понятия добра и зла разнились и до сих пор разнятся

Мой вопрос: Есть ли объективные моральные ценности для всех народов всех времен и всех культрур?

В Христе


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Атеисты и агностики в своих утверждениях и тезисах исходят не из исторических фактов, а из собственных концепций, основанных на теории эволюции. Для эволюционистов незыблемых нравственных понятий не существует. Сама нравственность и духовные ценности имеют, по их мнению, релятивистский, условный характер. Под эту теорию они стараются подогнать этнографические факты, без всякой связи и даже объективного научного анализа. Тот фактический материал, который явно противоречит их концепциям, они обычно просто напросто игнорируют, а из остального делают собственный монтаж.

Если эволюционисты признают существование общечеловеческих моральных ценностей, то их система уже падет. Для эволюционистов нравственность вытекает из полезности, то есть становится фактором выживания, притом, не только полезности индивидуума, но стаи, колонии, племени и общины. Для эволюционистов нравственности, как достоинства человеческой личности, не существует, потому что альтруизм и самопожертвование они стараются объяснить как инстинкт стаи.

Если рассматривать нравственность в таком ракурсе, то она может оказаться ненужной и обременительной для современного человека, у которого другие средства для самозащиты и выживания. Сатанинские секты уже давно отрицали всякую нравственность и считали нравственным только борьбу против нравственности и удовлетворение своих страстей.

В настоящее время, в это «нравственное люциферианство» включились общественные движения, как, например, «Новая эра», которая имеет своего союзника в современном авангардистском и декадентском искусстве и проповедует вседозволенность во всех человеческих взаимоотношениях, особенно в области секса.

Знаменитый философ Кант говорил, что больше всего его поражает вид звездного неба и голос совести в душе человека. И племена майя и людоеды маори и римские патриции знали, что такое добро и зло.

Если нравственные понятия были бы релятивистскими и относящимися только к определенной эпохе и народу, то мы не могли бы понять фольклор и литературу народов древности, разделенных друг от друга временем и пространством. Мы не только понимаем, но и сопереживаем персонажам тех произведений, которые дошли до нас. Такие слова как добро и зло, ложь и правда, великодушие и жадность, смелость и трусость находятся в лексиконе всех языков. Такие произведения как Илиада и Ригведа понятны людям современности, воспитанным в совершенно иных исторических и культурных традициях.

Для атеистов и агностиков сама душа является релятивистским и абстрактным понятием. Народы майя приносили человеческие жертвы не из-за нравственных побуждений, а из-за требований ложной языческой религии: «Боги народов – суть бесы» - пишет псалмопевец.

Племена маори не были первоначально людоедами, они охотились за дичью, а когда она была в значительной степени уничтожена и наступил голод, то началось людоедство; но ведь в и осажденных городах были случаи, когда жители, доведенные голодом до отчаяния, поедали трупы людей и торговали человеческим мясом. Но разве можно объяснить это разницей в понимании добра и зла?

Если бы у людей не было общего нравственного закона, то всемирное распространение Евангелия было бы невозможным. Но как мы знаем, Евангелие приняли даже дикие племена – те же вчерашние людоеды. Душа человека – это дыхание божественных уст; нравственность неотъемлемое свойство образа Божьего, данного человеку, поэтому древние христианские апологеты говорили, что душа по природе христианка.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили