Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/07/2011] Владимир. спрашивает:
Дорогой Батюшка, благословите!
Я знаю, в том числе и из Ваших ответов, что одним из благочестивых церковных обычаев является ношение мужчиной бороды.
В древности относились к этому ещё строже: так например, толкование Иоанна Зонара 96-го Правила 6 Вселенского Собора предписывает епитимии за брадобритие.
Особенно меня поразила вот эта святоотеческая мысль:
Св. Киприан Карфагенский: "И когда в Писании сказано: да не бриете брад ваших (Лев., гл. 19, ст. 27), бреет бороду и лице свое украшает; Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу"
Действительно, мужчина сбривает бороду в основном для того, чтобы казаться моложе и нравиться женщинам, ну и, возможно, угодить начальству.
Я всегда чувствовал некую сакральность бороды, любил традиционную внешность. Но моя жена и некоторые коллеги и знакомые против этого.
Уступить ли им и в лице их нравам мiра сего, или занять твердую позицию и носить бороду, как того просит моя душа?
Прошу Вашего совета и благословения. Спаси Христос!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир! Ношение бороды является благочестивым обычаем, но не правилом Церкви. Некоторых святых изображают на иконах без бороды, например, великомученика Димитрия Солунского.
Интересно, что имеется старый греческий требник, в котором есть молитва на первое бритье бороды. Я согласен с вами, что лучше, когда мужчины носят бороду, но догматизировать этот обычай не следует. Вы вольны поступить, как считаете лучшим и нужным.
Святой Димитрий Ростовский, когда его спросили во время петровских реформ, надо ли пожертвовать жизнью ради бороды, ответил: «Лучше пусть отрежут бороду, чем голову: борода вырастет снова, а голова – нет». Впрочем, поступайте по совести.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|