Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[30/05/2011] Димитрий Тихонов спрашивает:
Дорогой отец Рафаил!!! Хочу узнать Ваше мнение о формах христианского прощения. Как мне кажется, под этим словом скрыты совершенно различные понятия, редко полностью совпадающие, не так ли?
1) Примирение,
2) оставление долгов и конкретных претензий,
3) преодоление внутренней обиды и восстановление приязни,
4) Прощение,
5) изменение мнения о человеке (это уже точно во власти только его самого!). Возможно, Вы сможете дополнить.
И возникает противоречие у многих, как совместить п.1 с сохранением своей позиции, поскольку не все способны вести дискуссию не переходя в разной степени на личностные отношения.
Что имел в виду Господь (до 7жды 70 раз) и как все это относится к чину в день заговенья на Великий пост.
Просим Ваших Св.молитв и благословенья.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! В вашем вопросе подробно рассмотрено понятие христианского прощения. Только хочу добавить следующее: человек должен понять и чувствовать свою вину, осудить себя самого, стараться в сердце оправдать своего обидчика; для христианина каждый человек, даже враг, это ближний, которого заповедано любить, как самого себя.
Любовь и великодушие – основа для искреннего прощения. Не надо сливать воедино ошибки, и даже грехи человека, с его личностью; характеризуя грех как зло, мы не должны перечеркивать его личность.
Прощать семидежды семьдесят раз, это значит прощать неограниченное число раз, то есть иметь внутреннюю готовность прощать всем, все, всегда, как Господь прощает нам. Число 7 в символическом значении означает действия благодати Божией в мире.
Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.
|