Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[29/05/2011] Алексей спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил. Иногда я слышу фразу "раб Божий", так ли это, что мы все рабы Божии, или всетаки дети?
Заранее спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексей! Люди – создания Божие, но в нравственном отношении они находятся на разных ступенях духовной лестницы. Каждый человек сам определяет свое отношение к Богу.
Низшая ступень этой лестницы – преддверие ада; там находятся люди, попавшие под власть сатаны, добровольно соединившие с демоническими силами свою душу. Они ненавидит Бога и сознательно сопротивляются Его воле. Они ненавидят святыню, ненавидят христианство и презирают все виды богопочитания. В таком состоянии находятся оккультисты, вроде Кроули и Папюса; оно присуще адептам черной магии и сатанинским сектам. Чувство бешеной ненависти к Божеству, доходящее до одержимости, было свойственно некоторым деятелям революции, садистам и поджигателям церквей. Это те глубины сатанинские, о которых писал апостол Иоанн Богослов.
Над этой ступенью другая ступень – врагов Божиих. Это те, которые порабощены плотскими страстями; они видят смысл жизни в сладострастии, стяжании денег, власти и земной славе, поэтому они идут наперекор заповедям Божиим и голосу собственной совести. У них нет явной ненависти к Богу, как припадков пароксизма, но неприязнь к духовному живет в них, как скрытый демонизм, как змей в своем гнезде.
Следующая ступень – «духовные дикари», люди, не знающие Бога и не желающие познать Его. Они живут внешне по своим традициям и обычаям, а внутренне по своим страстям и довольны этим – другой жизни они не знают. Среди них могут быть люди, с определенными достоинствами: врожденной добротой, милосердием, состраданием, даже своеобразной справедливостью, но у них нет правильных духовных и нравственных ориентиров, они живут и умирают в состоянии каких-то духовных сумерек. Можно сказать, что они по своим делам и духовному расположению чужды Богу, но, в тоже время, они сознательно не служат сатане и греху. Они в каком-то среднем положении между добром и злом, но если умрут в таком состоянии, то останутся в вечности вне Бога.
Над ними ступень ищущих истину – это странники на земле, которые ищут дорогу к небу. У них пробудившееся религиозное чувство, но неопределенная и смутная вера. Они знакомятся с различными религиями и философскими системами, имеют собственное представление о Боге и духовном мире; из их числа часто выходят теософы и реформаторы религии, многие из них увлекаются восточными учениями. Здесь дух находится под сильным воздействием и гнетом душевных эмоций и его тихий голос заглушают шум страстей и холодное вещание интеллекта. Но часть этих людей находит Церковь, как странник после долгих скитаний по чужбине возвращается в отеческий дом; они осознают, что обрели в Церкви то, чего нет ни в теософии, ни в других религиях и сектах. Они чувствуют в Церкви то духовное тепло, которое отсутствует в люциферианском свете восточных и вообще лжемистических учениях.
Следующая ступень – оглашенные. Здесь человек верит, что истина в Православии; он последовал голосу предваряющей благодати, изучает христианство, посещает богослужения, но он еще находится не в самом храме, а в притворе святилища. Он пока чувствует себя гостем в доме, но хочет быть домочадцем. На этой ступени окончательно утверждается духовный выбор человека, а в таинстве крещения он становится частицей Церкви, как духовного Тела Христа Спасителя.
Последующая ступень к небу – раб Божий. Человек участвует в церковных таинствах, он получил совершительную (спасающую) благодать, он искуплен крестной Жертвой Спасителя и освящен Духом Святым, пребывающим в Церкви. Но само спасение это синергический процесс, в котором должны участвовать не только благодать, но и воля и самосознание человека. Он вступает на поприще духовной борьбы; он освобожден от тиранической власти и насилия греха, но он должен побороть действия греха и страстей, должен противостоять демонической силе, которая уже не властвует над ним, но борется с ним и обольщает его призраками лжи и страстных наслаждений.
Человек знает, что в Боге жизнь и спасение, что в руках Бога ключи рая и ада, но он еще не ощутил, как безмерно благ Господь. Его воля колеблется между добром и злом, часто оказываясь на стороне зла, и здесь на помощь приходит страх: страх перед наказанием за грех, страх перед карой, перед судом Божьим, перед муками ада, перед вечностью, как непроницаемой тьмы, в которой окажется грешник. И здесь спасительный страх удерживает человека от явных грехов, помогает обуздать страсти, выравнивает его духовный путь. Раб не любит своего хозяина, но исполняет работу, чтобы не быть наказанным; за усердный труд он может стать вольноотпущенником.
Следующая ступень – наемника. Благодать все чаще посещает человека; он понимает, какие блаженства, какие сокровища Бог приготовил праведникам. Главным стимулом его трудов становится уже не страх, а желание получить вечные блага, но духовной любви к Богу, которая охватывала бы его сердце, у него еще нет. Бог воспринимается им, прежде всего, как устроитель рая и распорядитель наград. Но рай требует душевной чистоты, и поэтому его духовная жизнь приобретает внутренний характер; он начинает заботиться об очищении собственного сердца от греховных чувств и желаний. Здесь полагаются основы христианской аскетики: бдение над помыслами, трезвение над чувствами и молитва в сердце.
Следующая ступень – сынов Божиих. Когда сердце достаточно очищено от греха трудами и покаянием, когда душа соединена с молитвой, то человек начинает любить Бога как Личность и рай видит, прежде всего, как общение с Богом, как приближение к Богу, как соединение с Ним. Здесь аскетизм переходит в то состояние, которое мы бы назвали православной мистикой. Это состояние раскрывающейся тайны божественной любви.
Помоги вам Господи.
|