Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[14/04/2011] Екатерина спрашивает:
Здравствуйте, батюшка Рафаил!
1. Мне интересен вопрос вечных мук. Что подразумевается под гееной огненной? Будет или это чувственный огонь или огонь собственных наших страстей, мучение души вдали от Источника Жизни?
2. Почему, когда пытаешься жить целомудренно и благочестиво, уединенно, нападает невыносимое уныние а когда же забываешь о Боге,начинаешь больше общаться с людьми и меньше думать о своих грехах, оно проходит? И как быть в таком случае?
Заранее спасибо за ответ! Помоги Господь Вам!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Екатерина!
1. Вечный огонь не материален: он горит, но не светит, он жжет, но не превращает в пепел, мучает, но не уничтожает; он охватывает человека как извне, так изнутри. После воскресения мертвых грешники будут мучаться душевно и телесно. Это будет концентрат всех мук, в нем будет соединено как бы несовместимое: отчаяние от потери Бога и ненависть к Богу, сожаление, но без раскаяния, сознание своей вечной смерти и, в тоже время сатанинская гордость, как будто сама вечная смерть грешника – последняя месть к Богу. Ад это место, где нет любви Божией, а вернее сама любовь обращается в муку для грешных. Ад – место, где нет надежды, где после Страшного суда исчезнет время и больше не будет перемен. Ад это отсутствие надежды, это вечное общение с духами тьмы и зла, с которыми грешники соединены одним чувством бессильной злобы к Богу.
Насельники ада находятся в одном пылающем черном поле. Ад это хаос, это музыка бездны, построенная на беспрерывных диссонансах, взрывах, стонах и воплях. Ад это гнусность, уродство и безобразие. Грешник чувствует себя разлагающимся трупом и обоняет собственный смрад. Но это только лишь тени ада, а его муки, превосходящие все земные страдания вместе взятые, для нас непостижимы и неизреченны.
Нам не открыта глубина адских мук, у нас нет ни опыта, ни слов, но нам показано другое: как жить, чтобы не попасть в ад; нам открыто, что надо находиться в ограде Церкви и стараться исполнять Евангелие.
2. Уныние одна из тяжелых страстей. Надо перетерпеть его с молитвой и надеждой. В это время не следует искать облегчения в каких-либо развлечениях и зрелищах, иначе уныние вернется вскоре с еще большей силой. Во время уныния трудно читать продолжительные молитвы. Попробуйте петь какой нибудь тропарь или стих из Псалтыри, а если это не получается, то произносите кратенькую молитву, хотя бы два слова: «Господи, помилуй». Унынию особо подвергаются пустынники, которые называли эту страсть «бесом полуденным», так как уныние с большей силой нападает в полдень. В таком случае старцы давали наставление: не выходить за порог келлии, бороться с этим бесом на месте, а если из-за изнеможения трудно молиться, то лечь на одр, закрыть голову и если можно заснуть.
Когда мы находимся с людьми и, особенно занимаемся пустыми разговорами, то теряем молитву и отвлекаем свое внимание от сердца, а бес радуется этому (зачем ему бороться с теми, кто лежит). Он как будто отступает, но затем уныние еще глубже охватывает человека. Уныние больше других страстей дает человеку опытное познание своего бессилия. Человек, теряя все точки опоры, начинает понимать, что защитить и спасти его может только Бог.
Помоги вам Господи.
|